Учет психологических особенностей личности в профессиональном самоопределении школьников
Þ профессии, связанные с применением автоматизированных иавтоматических систем (А).
Это может быть оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
Þ профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)
Это дирижер, певец, мастер художественного слова, артист циркового ибалетного жанра, успех которых коренится в оценке именно внутренних функциональных средств деятельности, в уровне владения ими. А они есть в каждом виде профессионального труда. Даже подметая улицу, важно иметь не только метлу, но и ориентировку в том, откуда дует ветер, иначе продуктом работы будет зрелище клубов пыли, а не чистота; мысленная схема ориентировки в обстановке — одно из важных средств любого труда.
Четвертый ярус классификации - Группы профессий.
По условиям труда профессии можно разделить (разумеется, очень грубо, обзорно) на следующие группы:
Þ работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;
Þ работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе влюбую погоду (О):
агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор службы безопасности дорожного движения;
Þ работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.) (Н):
антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный;
Þ работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь,здоровье людей, большие материальные ценности (М):
воспитатель детского сада, учитель, следователь.
Следует отметить. что выделенные группы являются не взаимоисключающими, а частично совпадающими — они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые учащийся сочтет для себя важными. С этой целью необходимо использовать понятие «формула профессии». [23]
Понятие «формула профессии».
Выше мы неслучайно вводили условные литерные обозначения: пользуясь ими, можно, во-первых, дать обзорную схему профессий, во-вторых, составить примерную формулу определенной профессии. Эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте. Речь во втором случае идет о ситуации, когда школьник осознал, что он хотел бы иметь для себя в своем профессиональном будущем, но ему еще не известно, существует ли такая профессия, которая соответствует сконструированной им формуле. То и другое полезно.
Обзорная схема классификации профессий может выглядеть следующим образом. Формула «моей профессии» или «профессии-мечты», если встать на позицию школьника, может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип; 2) класс; 3) отдел и 4) группу профессий. Важно не путать порядок позиций; так, литера «П» («природа») в первой позиции означает тип «Человек - природа», а во второй позиции — класс преобразующих профессий.
Рассмотрим пример: школьнику хотелось бы подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники. Условия труда ему хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет ЗПАБ. В литературе можно поискать, какие профессии к ней ближе всего — оператор вычислительных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д.
Интересные материалы:
Психологические причины
Формирование личностных качеств несовершеннолетних происходит не только под воздействием внешних факторов (семья, родственники, друзья, одноклассники и др.), но так же зависит от внутренних. К ним можно отнести темперамент, эмоциональное ...
Cущность и содержание процесса социально –
психологической адаптации
Изучение психологической литературы показывает, что в общественные науки понятие «адаптация» вошло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к изменчивым ...
Психологические свойства толпы
Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:
1 Когнитивной
2 Эмоционально-волевой
3 Темпераментальной
4 Мораль ...