Учет психологических особенностей личности в профессиональном самоопределении школьников

Информация » Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии » Учет психологических особенностей личности в профессиональном самоопределении школьников

Страница 1

Уже отмечалось, что в учебном процессе не все явления и возрастные изменения школьников доступны непроизвольному восприятию учителя: состояние заинтересованности, ход его мысли, динамика внимания, способностей.

Этот же аспект затрагивает особенности профессиональной деятельности: различные занятия требуют разного, иногда противоположного психического склада человека: бухгалтер находит радость в точном и заранее ожидаемом совпадении документальных данных, а художник-оформитель, наоборот, в неожиданной композиции предметов своего труда.

Для этого учащимся полезно иметь информацию о классификации профессий, об их психологическом отношении к человеку, которую было бы удобно «примерить» к складу своей индивидуальности. [21]

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для целей информационного обеспечения профессионального самоопределения школьников существует специальная четырехъярусная обзорная классификация профессий по четырем признакам (особенностям предмета, целей, средств и условий труда). Рассмотрим ее суть:

Первый ярус классификации - Типы профессий.

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем можно выделить следующие типы профессий (обозначим их буквами):

Þ человек — живая природа (П).

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

Þ человек — техника и неживая природа (Т).

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

Þ человек — человек (Ч).

Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

Þ человек — знаковая система (3).

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

Þ человек — художественный образ (X).

Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры - художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Второй ярус классификации - Классы профессий.

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т. е. в ответ на вопрос «что делать?» распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):

Þ гностические профессии (Г) (от др. греч. «гнозис» — знание).

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Барьеры речи и языка
Барьер речи может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенн ...

Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии
Профессиональная идентичность в последние годы интенсивно изучается в отечественной психологии, такими учеными как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Зевалишеной, Н.Л.Ивановой, Е.В. Коневой и другими. Профессиональная идентичность наряд ...

Невроз – определение
Неврозы базируются на невротическом конфликте между разными частями психики, который ведет к фрустрации разрядки инстинктивных побуждений. В главе "Невроз и Психоз" из Психоаналитических этюдов Фрейд говорит, что невроз являетс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru