Учет психологических особенностей личности в профессиональном самоопределении школьников
Уже отмечалось, что в учебном процессе не все явления и возрастные изменения школьников доступны непроизвольному восприятию учителя: состояние заинтересованности, ход его мысли, динамика внимания, способностей.
Этот же аспект затрагивает особенности профессиональной деятельности: различные занятия требуют разного, иногда противоположного психического склада человека: бухгалтер находит радость в точном и заранее ожидаемом совпадении документальных данных, а художник-оформитель, наоборот, в неожиданной композиции предметов своего труда.
Для этого учащимся полезно иметь информацию о классификации профессий, об их психологическом отношении к человеку, которую было бы удобно «примерить» к складу своей индивидуальности. [21]
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для целей информационного обеспечения профессионального самоопределения школьников существует специальная четырехъярусная обзорная классификация профессий по четырем признакам (особенностям предмета, целей, средств и условий труда). Рассмотрим ее суть:
Первый ярус классификации - Типы профессий.
В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем можно выделить следующие типы профессий (обозначим их буквами):
Þ человек — живая природа (П).
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
Þ человек — техника и неживая природа (Т).
Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
Þ человек — человек (Ч).
Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
Þ человек — знаковая система (3).
Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
Þ человек — художественный образ (X).
Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры - художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
Второй ярус классификации - Классы профессий.
В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т. е. в ответ на вопрос «что делать?» распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):
Þ гностические профессии (Г) (от др. греч. «гнозис» — знание).
Интересные материалы:
Основные свойства и виды восприятия
Уяснив суть понятия «восприятие» и разобрав его физиологические механизмы, мы приступаем к рассмотрению основных свойств восприятия как познавательного психического процесса. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: пред ...
Субъекты конфликта
Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Это могут быть - отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств Они образуют стержень конфликта. При выходе из против ...
Обзор понятия "мотив"
Термин "мотив" – русифицированное французское слово "motif", в буквальном смысле слова обозначает "побуждение", или от латинского слова "moveo" – двигаю.
А.Н. Леонтьев так определяет мотив: "В ...