Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией

Информация » Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности » Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией

Страница 3

Для сочетания положительного отношения к себе и негативного к другим (Я "+" и О "-" - эгоистическая направленность) характерно стремление занять позицию абсолютной автономии от общества, ориентация на признание обществом ее абсолютных прав. Принимая себя как целое, личность с такой направленностью принимает другого настолько, насколько он похож на нее саму. При этом выражено стремление самоутвердиться за счет кого и чего угодно. В данном сочетании также выделяются два подтипа: индивидуалистическая акцентуация и эгоцентрическая акцентуация.

Главной особенностью сочетания негативного отношения к себе и позитивного отношения к другим (Я "-" и О "+" - депрессивная направленность) является то, что личность не приемлет себя. Однако при этом нельзя сказать, что личность принимает окружающими такими, какие они есть, как это было описано при гуманистической направленности личности. Отсюда О “+” выступает весьма условно. Сравнивая себя с окружающими, человек, чаще всего находит нечто положительное у них и отсутствие этого положительного у себя. По отношению к себе это вызывает, скорее, досаду, депрессивные состояния, по отношению к окружающим - зависть. Внешне такая направленность чаще проявляется в конформистской позиции, которую занимает человек.

Сочетание негативного отношения к себе и к другим (Я "-" и О "-" - суицидальная направленность) характеризуется тем, что человек не приемлет ни себя, ни общество. Он видит, как несовершенен он сам, как далеки от идеала окружающие. Он не верят в то, что он сможет достичь желаемого, не верит также он и в то, что окружающие смогут добиться чего-то значительного.

У большинства обследованных подростков выявлены типы направленности личности (гуманистическая и эгоистическая) с индивидуалистической акцентуацией, 35% и 26% соответственно. Подростков с гуманистической направленностью с альтруистической акцентуацией - 20% среди исследуемых.4% и 1% подростки с депрессивной и суицидальной направленностью соответственно.

Таким образом, значительная часть школьников подросткового возраста обладает направленностью нежелательной для общества (эгоистической, депрессивной, суицидальной). Этот факт объясняется, по мнению И.Д. Егорычевой, следующими причинами:

а) желая вырастить "коллективистов", общество зачастую не принимает во внимание потребности возраста. Стремясь уничтожить, как нечто отрицательное, "индивидуализм" подростка, оно в достаточной мере не осознает, что тем самым создается почва для серьезной конфронтации с ним;

б) социально признаваемая и одобряемая деятельность, ведущая на данном этапе онтогенеза (Д.И. Фельдштейн), в ходе которой происходят "главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка" (А.Н. Леонтьев), во-первых, представлена в большинстве школ, особенно в настоящее время, настолько слабо и такими примитивными формами, которые не могут дать возможность подростку самоутвердиться, удовлетворить возникшее "чувстве взрослости"; во-вторых, те новые виды деятельности, в которых пытается реализовать свои возрастные потребности часть подростков, - торгово-посредническая, индивидуально-трудовая и т.д. - наполнены подчас сомнительным содержанием, а подобная деятельность приводит подростка не к желаемому общественному признанно своей значимости и "взрослости", а все к той же конфронтации с обществом, в целом - к обострению "кризиса подросткового возраста"

По мнению авторов, именно эти причины преобразуют стремление подростка к общественному признанию в эгоистическое самоутверждение любой ценой (эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией), и ведут при определенных условиях к возникновению депрессивных состояний (депрессивная направленность), а в крайних случаях приводят к тону, что подросток оказывается в состоянии абсолютной безнадежности (суицидальная направленность) [26].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Ансамбль субактивностей
Предметная активность целого организма не существует вне и помимо субактивностей его органов. Она не есть некий чрезвычайный прибавок к этим субактивностям, но всегда совпадает с какой-то одной из них, полагая ее в качестве всеобщей или в ...

Персонажи современных мультфильмов
Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра) (Приложение, рис. 5). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая сам ...

Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действия человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru