Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией

Информация » Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности » Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией

Страница 3

Для сочетания положительного отношения к себе и негативного к другим (Я "+" и О "-" - эгоистическая направленность) характерно стремление занять позицию абсолютной автономии от общества, ориентация на признание обществом ее абсолютных прав. Принимая себя как целое, личность с такой направленностью принимает другого настолько, насколько он похож на нее саму. При этом выражено стремление самоутвердиться за счет кого и чего угодно. В данном сочетании также выделяются два подтипа: индивидуалистическая акцентуация и эгоцентрическая акцентуация.

Главной особенностью сочетания негативного отношения к себе и позитивного отношения к другим (Я "-" и О "+" - депрессивная направленность) является то, что личность не приемлет себя. Однако при этом нельзя сказать, что личность принимает окружающими такими, какие они есть, как это было описано при гуманистической направленности личности. Отсюда О “+” выступает весьма условно. Сравнивая себя с окружающими, человек, чаще всего находит нечто положительное у них и отсутствие этого положительного у себя. По отношению к себе это вызывает, скорее, досаду, депрессивные состояния, по отношению к окружающим - зависть. Внешне такая направленность чаще проявляется в конформистской позиции, которую занимает человек.

Сочетание негативного отношения к себе и к другим (Я "-" и О "-" - суицидальная направленность) характеризуется тем, что человек не приемлет ни себя, ни общество. Он видит, как несовершенен он сам, как далеки от идеала окружающие. Он не верят в то, что он сможет достичь желаемого, не верит также он и в то, что окружающие смогут добиться чего-то значительного.

У большинства обследованных подростков выявлены типы направленности личности (гуманистическая и эгоистическая) с индивидуалистической акцентуацией, 35% и 26% соответственно. Подростков с гуманистической направленностью с альтруистической акцентуацией - 20% среди исследуемых.4% и 1% подростки с депрессивной и суицидальной направленностью соответственно.

Таким образом, значительная часть школьников подросткового возраста обладает направленностью нежелательной для общества (эгоистической, депрессивной, суицидальной). Этот факт объясняется, по мнению И.Д. Егорычевой, следующими причинами:

а) желая вырастить "коллективистов", общество зачастую не принимает во внимание потребности возраста. Стремясь уничтожить, как нечто отрицательное, "индивидуализм" подростка, оно в достаточной мере не осознает, что тем самым создается почва для серьезной конфронтации с ним;

б) социально признаваемая и одобряемая деятельность, ведущая на данном этапе онтогенеза (Д.И. Фельдштейн), в ходе которой происходят "главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка" (А.Н. Леонтьев), во-первых, представлена в большинстве школ, особенно в настоящее время, настолько слабо и такими примитивными формами, которые не могут дать возможность подростку самоутвердиться, удовлетворить возникшее "чувстве взрослости"; во-вторых, те новые виды деятельности, в которых пытается реализовать свои возрастные потребности часть подростков, - торгово-посредническая, индивидуально-трудовая и т.д. - наполнены подчас сомнительным содержанием, а подобная деятельность приводит подростка не к желаемому общественному признанно своей значимости и "взрослости", а все к той же конфронтации с обществом, в целом - к обострению "кризиса подросткового возраста"

По мнению авторов, именно эти причины преобразуют стремление подростка к общественному признанию в эгоистическое самоутверждение любой ценой (эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией), и ведут при определенных условиях к возникновению депрессивных состояний (депрессивная направленность), а в крайних случаях приводят к тону, что подросток оказывается в состоянии абсолютной безнадежности (суицидальная направленность) [26].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Исследование влияния символов, понимание их смысла и значения на восприятие музыкального произведения
Сoвременный взгляд на культуру рассматривает ее как "среду, формирующую ценнoстно-смысловые схемы мышления" (В.Р. Дулат-Алеев), причем однoй из самых влиятельных является ее символическая концепция: "Культура - это система ...

Приемы саморегуляции при несении караульной службы
1. Перед заряжанием оружия и приеме поста,, настрой себя: "Я внимателен . Мое зрение и слух предельно обострены ." 2. При нахождении на посту: Для преодоления усталости и сонливости повторяй мысленно или шепотом: "Я вла ...

Рассмотрение общепсихологического свойства «Внимание» по отношению к «Ки» понятию
Внимание имеет обыкновение рассеиваться, намерения меняются, и модели мускульной активности, сохраняя одну и ту же внешнюю форму, варьируются в зависимости от обстоятельств. Абсолютно понятно, что внимание – это особое свойство человечес ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru