Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией

Информация » Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности » Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией

Страница 5

Даже самая интенсивная и устойчивая направленность личности может не проявиться в действиях и поступках личности, если слаба ее действенность. Действенность направленности личности - это актуализация идейных побуждений такой личности. Она проявляется в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и намерений. Действенность направленности зависит от устойчивых мотивов, которыми личность руководствуется в своей деятельности [9].

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении [10].

Многочисленные исследования доказывают, что интерес школьников к учебе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. В подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает даже у нормально развивающихся детей, не говоря уж о подростках со школьной дезадаптацией.

Большинство современных школ видят свою задачу в том, чтобы дать ребенку как можно больше знаний. Но при этом совершенно не учитывается то, что школьник может не понимать, зачем ему это нужно. Но ребенку необходимо оказывать помощь в том, чтобы найти ему свою собственную мотивацию: "зачем мне изучать физику, химию, литературу?". Используемые оценки и похвала - это всего лишь маска, которую подростки умеют одевать. Они мирятся с положением дел, если получают тройки, не прислушиваются к "нотациям" учителей. Они как бы понимают, что на самом деле это не про них. Найти собственную мотивацию - то, "зачем мне сейчас учиться, что я буду с этим делать?", - вот в этом состоит задача школы, в этом задача педагогов, психологов, в этом задача родителей.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены различные подходы к проблеме понимания направленности: как иерархию мотивов (Л.И. Божович, Т.В. Конников, В.С. Мерлин, В.Э. Чудновский), как компонент характера (Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов), через мировоззрение или систему убеждений, интересов, идеалов (В.А. Крутецкий, Л.Ф. Железняк), как систему потребностей (В.И. Додонов, Н.И. Рейнвальд). Рассмотрены различные подходы к выделению типов направленности.

Изучение литературы показало, что понятие "школьная дезадаптация" трактуется неоднозначно, существуют различные подходы к его определению. Так, в медико-биологическом подходе (Вроно М.Ш., В.В. Ковалев) школьная дезадаптация является составляющим более широкого понятия "психическая адаптация. В психофизиологическом подходе (Н.М. Иовчук, А.А. Северный) школьная дезадаптация это многофакторный процесс нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса его психофизиологическим возможностям. В социально-педагогическом подходе (Г.Ф. Кумарина) данное понятие рассматривается как несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям. В социально-психологическом подходе (Н.В. Вострокнутов) школьная дезадаптация это невозможность для ребенка найти "свое место" в пространстве школьного обучения.

Основными структурными компонентами школьной дезадаптации являются когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий компоненты. В большинстве случаев прослеживаются все три компонента, но в зависимости от возраста, этапов личностного развития, причин лежащих в ее основе преобладает один из выделенных компонентов.

На наш взгляд, школьная дезадаптация в подростковом возрасте приобретает свою специфику. Она чаще всего связана с нарушением общения со значимыми людьми, прежде всего со сверстниками. Особенностью школьной дезадаптации в подростковом возрасте является снижение учебной мотивации. Дезадаптированные подростки склонны к неприятию себя, других людей. У таких подростков не сформированы навыки самоконтроля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru