Деструктивное влияние манипулятивного воздействия на личность
31. «Рабулистика». Этот прием означает преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее их как забавные и странные.
32. «Троянский конь». Суть уловки состоит в следующем:
А) спорящий, используя метод «видимой поддержки», переходит на сторону противника в споре и начинает приводить дополнительные доводы в защиту тезиса своего оппонента;
Б) будучи «принятым на стороне противника», использующий уловку умело искажает основной тезис и доводы партнера до неузнаваемости;
В) затем он начинает это уже искаженное положение, не имеющее ничего общего с первоначальным, горячо защищать.
33. «Метод бумеранга».
34. «Умалчивание». Суть уловки – сознательно утаить информацию от собеседника.
35. «Полуправда». Это может означать смешивание лжи и достоверной информации; одностороннее освещение фактов; неточную и расплывчатую формулировку обсуждаемых положений…
36. «Ложь». Цель уловки – скрыть реальное положение дел и донести до своего партнера ложную информацию, которая может быть представлена в виде фальшивых документов, ссылок на источники, на эксперименты, которых никогда никто не проводил и т.п.
37. «Метод кнута и пряника». Замысел данной уловки проявляется в задаваемых оппоненту проблемно-риторических вопросах типа «Что вам лучше иметь: собственное мнение или все остальное?», «Что для вас более предпочтительно: возражать или пострадать?…
38. «Принуждение к строгому однозначному ответу». Главное в этой уловке – твердо и решительно потребовать от оппонента дать однозначный ответ: «Скажите прямо: да или нет?», т.е. сознательно принудить его не к диалектическому ответу («и…и»), а к альтернативному («или…или»).
39. «А что вы имеете против?» Суть приема в том, чтобы не доказывать свой высказанный тезис, т.е. не приводить доводы и аргументы в его защиту, а предложить его опровергнуть: «А что, собственно, вы имеете против?».
40. «Многовопросье». Эта уловка состоит в том, чтобы в одном вопросе задать оппоненту не один, а несколько, причем разных и мало совместимых друг с другом вопросов.
Логические уловки.
Данная группа уловок построена на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях манипуляции недостаточно осведомленным оппонентом.
1. «Неопределенность тезиса». Суть уловки заключается в том, чтобы нечетко и неопределенно сформулировать основной тезис, что позволяет инициатору уловки интерпретировать высказанную мысль по-разному. Данный прием основан на нарушении важнейшего закона формальной логики – закона тождества.
2. «Несоблюдение закона достаточного основания». Это тот случай, когда доводы, суждения, аргументы верны, но не достаточны.
3. «Порочный круг в доказательстве». Данная уловка призвана доказать мысль с помощью ее же самой, только сказанной другими словами, в этом и состоит «порочный круг» в системе доказательства.
4. «Причинно-следственный силлогизм». Особенность уловки в том, что рассуждения заведомо строятся на логической ошибке: «после этого – значит, вследствие этого». Суть этого состоит в том, чтобы временную связь между явлениями сознательно заменить на причинно-следственную.
5. «Неполное опровержение». Замысел уловки состоит в том, чтобы:
– из высказанной системы доводов оппонента выбрать наиболее уязвимый;
– разбить его в резкой форме;
– сделать вид, что остальные доводы даже внимания не заслуживают.
6. «Неправомерные аналогии». Особенность уловки заключается в том, чтобы использовать в доказательстве аналогии, абсолютно несоразмерные с рассматриваемыми [59]
Интересные материалы:
Классификация специфических факторов военной службы в зависимости от
характера, предъявляемых ими требований и уровня воздействия на субъект
деятельности
Табл. 1
Как следует из данной таблицы, существует целый перечень факторов, оказывающих специфическое воздействие на военнослужащих. При этом данное воздействие в зависимости от особенностей того или иного фактора может осуществляться н ...
Типологии групп пожилых, процесса старения и проблема адаптации пожилых
Многие авторы предлагают различные типологии людей пожилого возраста и процесса старения. Рассмотрим их. Я. Врублевский выделил шесть групп пожилых [16]:
– лица без признаков психических отклонений, сохранившие ясный ум и тенденцию к соц ...
Методы профориентации
В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Это ...