Проблема конфликтов в отечественной и зарубежной психологии

Информация » Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих » Проблема конфликтов в отечественной и зарубежной психологии

Страница 1

Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов.

Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира. Среди них были такие мыслители как Гераклит, Платон, Геродот, Цицерон и другие. В средние века одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Н. Макиавелли (2005). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека. Одним из источников социального конфликта Н. Макиавели считал знать. Тем не менее, он видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно на него влиять. Выполнять эту функцию, призвано государство.[1] Ф. Бэкон ключевой причиной социальных конфликтов внутри страны считал бедственное положение народа. В период нового времени были популярны идеи Ж. Руссо об этапности всемирно-исторического процесса, А. Смита, который в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов», впервые рассмотрел конфликт как многоуровневое социальное явление, а также идеи многих других ученых того времени.[2]

А теперь рассмотрим основные направления и подходы к изучению конфликта в зарубежной психологии первой половины XX века.

Психоаналитический подход связан, прежде всего, с именем австрийского психолога З. Фрейда (1989), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Он первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. По З. Фрейду, человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. Конфликт, в психоанализе, изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека. Понятно, что из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, или так называемый «психический конфликт», который есть «постоянный элемент душевной жизни человека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности». Конфликты – часть внутренней жизни индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию.[3]

Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограничений нравственных и социальных норм вынужден зачастую отказываться от удовлетворения (по крайней мере, немедленного) своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта, который, с точки зрения психоанализа, может находить нормальное разрешение: существуют способы достичь удовольствия морально приемлемыми путями. Типичными примерами сублимации являются художественное или научное творчество.

К разным формам психических расстройств у человека ведут так называемые патогенные конфликты, возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются внутренние ограничения. Таковыми, по З. Фрейду (1998), являются конфликты между влечениями «Я» и сексуальными влечениями: «не сексуальные влечения как таковые являются причиной возникновения неврозов, а тот патогенный конфликт, который разыгрывается между Я (сознанием) или Сверх-Я (совестью) и сексуальностью» (Психоанализ. Популярная энциклопедия, 1998).

Страницы: 1 2 3 4 5

Интересные материалы:

Ядро невроза
"Наш интерес привлекает к себе первичный выбор ребенком объекта, зависящий от его потребности в помощи. Прежде всего, объектом любви является то лицо, которое ухаживает за ребенком; затем это лицо уступает место родителям. Отношение ...

Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста
В энциклопедическом словаре национальное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, соврем ...

Развитие психологической мысли во Франции в 18 веке
Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780). Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный о ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru