Проблема конфликтов в отечественной и зарубежной психологии

Информация » Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих » Проблема конфликтов в отечественной и зарубежной психологии

Страница 3

В 20 – 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо – американского психолога У. Мак-Дугалла (1917), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство.

Начало этологическому подходу к конфликту положил К. Лоренц (1994). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы[7].

Исследуя проблемы групповой динамики, психолог К. Левин (2002) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы.

Д. Доллард (1967) опираясь на труды З. Фрейда и К. Левина, предложил новую гипотезу конфликта – фрустрационно-агрессивную. В ней интегрирована психофизиологическая причина конфликтов – агрессивность индивида и социальная причина – фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.

Известным представителем поведенческого направления является американский психолог А. Басс (1998). Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.

В соответствии с теорий социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (2000), межличностные конфликты определяются состоянием эмоционального отношения друг к другу. Он пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.

Широкий резонанс получили исследования представителя интеракционизма Т. Шибутани (1999). По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид – среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты и девиации[8].

Э. Берн (1998) на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну, структура личности («Я») включает в себя три компонента – состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям), «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции.

Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то она сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам и девиациям[9].

В отечественной психологии большой вклад в изучение конфликтов внес Л.С. Выготский (1982). Он рассматривал конфликт через призму возрастных кризисов.

Л.С. Выготский говорил, что в относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.

Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста особенно отчетливо выступают огромные перемены в его личности. То есть наступает период изменений. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен.

Страницы: 1 2 3 4 5

Интересные материалы:

Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если коммуникативный процесс р ...

Метод незаконченных предложений
Как отмечает С.Ю. Жданова, среди методов, позволяющих изучать нерефлексивный уровень мышления, достаточно распространенным является метод незаконченных предложений или ситуаций. С.Ю. Жданова приводит в качестве подтверждения следующие пр ...

Мозг или тело
Мы не случайно начали наш анализ с картезианской психофизической проблемы и ее принципиального теоретического решения, предложенного Спинозой, ибо позиция, занимаемая психологами-теоретиками в отношении к картезианской дихотомии, и есть т ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru