Понятие словесной памяти в психологии

Информация » Игра как средство развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста » Понятие словесной памяти в психологии

Страница 1

Четкого единства на счет определения словесной памяти у ученых нет. В

широком смысле словесной памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. Так как ни одно из существующих определений словесной памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга.

По определению, данному в психологическом словаре, "словесная память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта"[3, c.213].

По определению А.В. Петровского, "словесная память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта"[14, c.13].

По определению Ж. Пиаже, "словесная память - совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением человека"[8, c.346].

По определению В.Г. Крысько, "словесная память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал"[5, c.103].

Словесная память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей словесной памяти в наши дни опять сделало ее одной из узловых проблем науки. В настоящее время нет единой и законченной теории словесной памяти.

Рассмотрим основные

теории словесной памяти. Ассоциативная теория. Психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер, рассматривали словесную память не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Ее центральное понятие - "ассоциация" - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Важным вкладом в науку была разработка Г. Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов словесной памяти.

Бихевиористы провозгласили в качестве единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т.е. между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место заняла проблема навыка (Э. Торндайк, Э. Толмен). Словесная память изучалась преимущественно в непроизвольной форме[15,c. 268].

Представители гештальт-теории (В. Кёлер, К. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин) в качестве ведущего условия запоминания рассматривали структуру материала, но они упустили из виду собственную деятельность человека.

В результате огромного числа экспериментально-психологических исследований сложись личностные теории словесной памяти, которые

выявили ряд факторов влияющих на протекание процессов словесной памяти, особенно сохранения (активность, интерес, внимание) [2, c.371].В смысловой теории словесной памяти (А. Бине, К. Бюлер) выдвигается смысловое содержание материала, а не механическое заучивание.

Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко,

А.А. Смирнов) включает систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Здесь внимательно исследуется сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания. Начало изучения словесной памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать словесную память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала[10,c.91].

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Учение Аристотеля о душе
Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана с его общефилософским учением о материи и форме. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек. Душа есть ...

Психопрофилактика
Под психопрофилактикой понимают систему психологического оздоровления ребенка, создания адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития его психологической сферы. Цель психопрофилактики - предотвращение возможных ...

Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности
Период беременности является важным этапом психологической адаптации женщины к материнской роли, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства при ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru