Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

Страница 2

Следующий акцент в исследовании феномена ожидания, был сделан Мертон Р. Считается, что именно он впервые обратил внимание ученых на такое явление как самосбывающиеся пророчества. [13, с.345]

Розенталь Р. в своих широко известных экспериментах о "предвзятости экспериментатора" обнаружил, что иногда исследуемые ведут себя так, как от них ждут. Многочисленные экспериментаторы (Крано В. и Меллон Ф.; Розенталь Р. и Джейкобс Л. и др.) подтвердили влияние ожиданий учителей на успешность учеников. "Можно ли сказать, что восприятие педагогом способностей и достижений их учеников является не только следствием успеваемости учащихся, но и ее причиной? Результаты корреляционного исследования, выполненного Крано У. и Меллон Ф. с участием 4300 британских школьников, позволяют утвердительно ответить на этот вопрос". [10, с.149] Это означает, что ожидаемые хорошие результаты от ученика будут замечаться, а неуспехи игнорироваться; этому ученику педагог будет уделять больше внимания и усилий, чтобы оправдать свои ожидания и таким образом формируется цепочка: ожидания педагога внимание ученику больше ученик получает, чем другие достижения в учебе подтверждение ожиданий педагога и так далее.

Наши социальные убеждения и суждения важны, ибо они обладают силой воздействия. Когда наши идеи толкают нас на совершение поступков, с очевидностью доказывающих их правоту, они превращаются в сбывшиеся пророчества.

Но ожидания педагога на успеваемость ученика имеют свои ограничения. "Невысокие ожидания педагога не фатальны для одаренного ребенка, а высокие не превратят чудесным образом неспособного ученика в "гордость класса". По своей природе человек не столь податлив" [10, с.149] Но, судя по всему, высокие ожидания педагога способны повлиять на тех неуспевающих учеников, для которых его поддержка может оказаться глотком свежего воздуха, помогающего им удержаться на плаву.

Влияет также ожидания учеников в отношении педагога. Они больше приобретают знаний, чаще посещают лекции, если есть положительное ожидание и наоборот. Например, приступая к изучению того или иного курса, вы, конечно, были уже наслышаны о том, что на лекциях "у профессора Смита интересно". Подобные ожидания способны повлиять как на ученика, так и на педагога, как подтвердили эксперименты Р.Релдмана и Т.Прохозк. [10, с.149].

"Как и все прочие социальные феномены, тенденция, выражающаяся в том, что поведение окружающих подтверждает наши ожидания, имеет свои пределы. Нередко ожидания прогнозируют поведение просто потому, что они справедливы. Кроме того, люди, заранее предубежденные о том какие надежды на них возлагают, могут стремиться превзойти ожидания. Если Чак знает, что, по мнению Джейн, у него "ветер в голове", он, возможно, захочет сделать все, чтобы опровергнуть это впечатление. Если Джейн знает, что Чак не ждет от нее дружеского участия, она, возможно, постарается доказать ему обратное. [10, с.153]

По мнению У.Свона и Р.Илай, существует и иное условие, при котором мы, скорее всего, не оправдаем ожиданий, связанных с нами другими: когда их ожидания входят в противоречие с нашей четкой Я-концепцией. Так исследователи сообщают: когда "заядлую тусовщицу" интервьюировал человек, ожидавший увидеть перед собой интроверта, изменялось не поведение интервьюируемого, а представление о нем интервьюера. Напротив, неуверенные в себе интервьюируемые чаще всего оправдывают ожидания интервьюеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Теория личности и другие психологические теории
Наше обсуждение привело нас к заключению, что теория личности должна содержать ряд допущений относительно человеческого поведения вместе с правилами, по которым эти допущения связываются с определениями, что позволяет осуществлять их взаи ...

Печаль
Печаль обычно относят к негативным переживаниям, однако нужно отметить, что это очень специфическая эмоция. Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека. Каким был бы наш мир без этой важнейшей человеческой эмоции. Разв ...

Теоретические аспекты изучения особенностей восприятия сказки дошкольниками
Главная ценность дошкольного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходим ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru