Современная типология детей с девиацией

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Современная типология детей с девиацией

Страница 1

1) Дети с отставанием в развитии (5-12%). Этот тип осложненных девиаций обусловлен выраженной стойкой медицинской патологией; то, что можно обозначить как патологическое развитие вследствие болезни). К этой тяжелой форме девиации можно отнести осложенные сенсорные и интеллектуальные девиации, ДЦП, поведенческие и речевые нарушения.

Отставание в развитии («ретардация») охватывает в психологическом отношении преимущественно уровень индивида, т.е. психофизиологической организации систем ребенка. Основная технология воспитания и обучения – лечебная. В связи с чем сегодня вновь отмечается возрождение лечебной (медицинской) педагогики в ее новом качестве.

Она занимается с действительно больными детьми, имеющими выраженную соматическую, неврологическую или психиатрическую патологию. Обучение и воспитание поэтому проводится преимущественно в условиях медицинских учреждений. Особенности работы лечебного педагога заключается в восполнении социальной, семейной депривации, что особенно важно в раннем дошкольном возрасте. Он уменьшает психотравмирующее влияние операций, процедур; обеспечивает психолого-педагогическую поддержку детей, длительно находящихся на постельном режиме.

2) Дети с отклонениями в развитии (7-8%). Данный тип выраженной девиации связан с дефектологическими, чаще врожденными отклонениями (или дефицитарным развитием). При этом имеется стойкий дефект функциональных систем, но без текущей медицинской патологии. Т.е. в этом случае нет собственно болезни, а есть необратимая дефицитарность определенных функций.

Поэтому раньше этими детьми занималась дефектология (или генетическая педагогика по Л.С. Выготскому), т.к. в основе нарушений развития обычно лежит неполноценность генофонда. К этой группе относятся дети слепые и слабовидящие; глухие и слабослышащие; с дебильностью; ДЦП с самообслуживанием; выраженные речевые и поведенческие нарушения.

По механизму отклонения развития – это ретардация не уровне индивида. Она требует коррекционных технологий воспитания и обучения, обычно в условиях специальных образовательных учреждений, реже специальных классов. Часто они ограничиваются начально-приспособительным обучением.

3) Дети с проблемами в развитии (30-45%). Это тип детей с умеренной девиацией, проявляющейся как дефицитарное состояние. Он формируется в результате «прерывания» (интерапции) развития субьектного уровня ребенка. К этому типу относятся умеренные девиации зрения, слуха, ЗПР; умеренные моторные, речевые и поведенческие девиации.

Данная категория детей требует развивающего обучения и воспитания, ускоряющего дальнейшее становление субьекта. Обычно реализуется в рамках специальных классов КРО в общеобразовательных учреждениях, реже в обычных классах. Функционально эти дети относятся к собственно коррекционной педагогике, составляя одну из основных по численности группу.

4) Дети с проблемами обучения (40-50%). Это наиболее многочисленная группа детей, выделяемая только в современных условиях развития специальной педагогики. Отмечается слабовыраженная девиация на фоне социально-психологической дезадаптации. Может рассматриваться как дефицитарная реакция. Она связана с декомпенсацией индивидуальности ребенка, т.е. нарушениям наиболее сложно организованного психологического уровня. Сюда относятся слабовыраженные сенсорные, интеллектуальные, моторные, поведенческие и речевые девиации.

Особый вид обучения и воспитания – компенсирующий; осуществляется в условиях обычного класса общеобразовательного учреждения. Для этого используются специальные группы для дополнительной психолого-педагогической работы. В ряде случаев организуются специальные классы компенсирующего обучения.

Так, ведущий специалист по компенсирующему обучению Г.Ф.Кумарина (1997), называет эту девиацию «школьной дезадаптацией», а детей относит к группе риска. При этом выделяются три ее формы:

1) группа академического риска

- дефицит развития школьных навыков (счет, письмо, чтение);

- недостаточность психофизиологических функций (умеренные сенсорные, моторные нарушения);

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Предмет и объект конфликта
Всякий конфликт связан с теми или иными внешними и внутренними обстоятельствами, круг которых всегда достаточно широк, переменчив и не может быть перечислен с исчерпывающей полнотой. Однако есть нечто основное, позволяющее безошибочно выд ...

Определение межличностного общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Взаимодействие между людьми ...

Мнестические расстройства в пожилом возрасте
Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расп ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru