Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

Страница 3

Наши убеждения относительно самих себя тоже могут быть самореализующимися. То, что люди нередко реализуют прогнозы, сделанные ими относительно собственного поведения, было доказано С.Шерманом в нескольких экспериментах. Когда группе жителей города Блумингтон (штат Индиана) позвонили по телефону и спросили, не хотят ли они оказать помощь Американскому онкологическому обществу и безвозмездно отработать три часа, согласие изъявили лишь 4% опрошенных. Когда же звонили другим людям и просили спрогнозировать их реакцию на тот случай, если к ним обратятся с подобной просьбой, почти половина выразила готовность помочь. И они действительно помогли, когда Обществу понадобилась их помощь. Если у нас есть некий план, относительно наших поступков в тех или иных обстоятельствах, вероятность того, что мы будем действовать в соответствии с ними, весьма велика. [10, с.154]

Самореализующиеся пророчества присутствуют во всех сферах нашей жизни. Наши ожидания независимо от того, верны они или неверны, играют значительную роль в формировании облика реальности. Например, ощущение того, что вы кому-то нравитесь, делает вас более любящим. И это не все: чем более мы неуверенны и мучимы сомнениями, тем большую симпатию испытываем к тому, кому нравимся. По поводу этого Кертис Р. и Миллер К. провели эксперимент. "Они убедили одних испытуемых в том, что они нравятся своему партнеру, а других - в том, что они партнеру не нравятся. В последующем взаимодействии те испытуемые, которые думали, что вызывают у партнера симпатию, вели себя более располагающе, чем испытуемые, которые считали, что они симпатии не вызывают: то есть первые больше раскрывались в беседах, меньше выражали несогласие с партнером, в общем вели себя по отношению к тому, кому (как они ожидали) нравились, более сердечно и дружелюбно, чем те, кто думал, что они партнеру не нравятся.

Более того, испытуемые, полагавшие, что они вызывают симпатию партнеров, действительно вызвали их симпатию, в то время как испытуемые, полагавшие, что они не вызывают симпатию партнеров, как раз и не вызвали их симпатию. Таким образом, интересно, что поведение испытуемых, считавших, что они либо нравятся, либо не нравятся своим партнерам, вызвали ответное поведение партнеров, притом что партнеры на самом деле первоначально не выражали своей симпатии или антипатии по отношению к испытуемому". [1, с.385-386]. Партнеры, таким образом, были склонны вести себя "зеркально" по отношению друг к другу. Ожидания испытуемых вызвали подобные ожидания у партнеров. Таким образом, наши ожидания формируют соответствующее им поведение и это поведение вызывает определенную реакцию у партнера, которая соответствует ожиданиям и результат оказывается самосбывшемся пророчеством.

Кантор Н. рассмотрел феномен ожидания с точки зрения психологии социальных ситуаций [16, с.212-216]. "Люди ожидают, что определенные типы поведения происходят в определенного типа ситуациях, что определенные типы людей оказываются в определенных ситуациях и что определенные физические и социальные структуры могут быть встречены в специфических ситуациях". Например, Прайс и Буффард обнаружили, что люди воспринимают некоторые ситуации как довольно ограничивающие с точки зрения ожидания типов поведения (например, церковь или интервью при приеме на работу), а другие ситуации (например, парк или собственная комната) как относительно свободные от ожиданий. Существенная часть согласованного знания о ситуациях является набором физических, атмосферных, диспозиционных ожиданий. Они включают детали о наиболее соответствующем поведении в ситуации, чувствах, связанных с "пребыванием в ситуации", и типичные реакции и поведение других в ситуации. Очень многие люди очень внимательны к внешней среде в поисках сигналов для социально соответствующего поведения в социальных интеракциях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Специфика развития личности ребенка в младшем школьном возрасте
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет. Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту обозначается как кризис 7 лет. По ...

Краткая биография З. Фрейда.
Зигмунд Фрейд родился, в 1956 году в местности, ныне принадлежащей Чехословакии, и умер в Англии в 1939 году. Большую часть своей жизни он провел в Вене, где вокруг него образовалась блестящая группа последователей, веривших, что его идеи ...

Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru