Коммуникативная готовность к школе как составляющая психологической готовности
По мнению группы исследователей (Т.В. Антонова, 1995; Ю.М. Жуков, 1990; и др.), коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы, возникающие между людьми. Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию). Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Именно эти составляющие являются необходимым условием успешности развития ребёнка с ЗПР, его подлинной интеграции в общество, и, прежде всего, подготовленности к школьному обучению.
Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации. Коммуникативная готовность воспитанников ДОУ играет немаловажную роль для успешного перехода к самостоятельной школьной жизни, является целью, условием и результатом эффективного педагогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. Учитывая возрастные возможности дошкольников, мы говорим об элементарных навыках и знаниях о стилях общения, методах, приемах и средствах коммуникации.
В.С. Мухина (41) определяет психологическую готовность к школе как «один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства». В состав психологической готовности к школе В.С. Мухина включает достаточный уровень волевого, умственного развития ребёнка, овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, уровень развития познавательных интересов и деятельности ребёнка, качеств личности ребёнка, помогающих ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность.
Таким образом, психологическая готовность к школе как сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания характеризуются следующими показателями:
1. Готовность психических процессов, т.е. определённый уровень их развития;
2. Эмоционально-мотивационная готовность (наличие познавательного мотива, потребности в общественно значимой общественно оцениваемой деятельности; эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);
3. Наличие произвольности, волевого поведения;
4. Сформированность общения как фактор развития других показателей готовности к школьному обучению (45).
Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается:
1. Сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др.), что ещё не гарантирует готовность к школьному обучению, т. к. недостаточно учитывает возможности актуального и потенциального психического развития ребёнка, его соответствия психологическому возрасту;
2. Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка (1);
Интересные материалы:
Психосоматика и психоанализ. Причины и факторы психосоматических
заболеваний
Рассмотрим психоаналитическое понимание психосоматических заболеваний. Психосоматическая линия развития болезни состоит из следующих элементов:
– симптом – эмоциональное истощение, отсутствие чувств, депрессия, бедность фантазии;
– конф ...
Проявление памяти в различных видах деятельности
Деятельностный подход к изучению памяти, т.е. ее изучению в единстве с содержанием и структурой деятельности человека, является традиционным в отечественной психологии. В русле этой концепции тщательно изучались условия, природные и социа ...
Особенности переживаний и представлений о прошлом,
настоящем и будущем во время беременности
Период беременности является важным этапом психологической адаптации женщины к материнской роли, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства при ...