Индивидуальный стиль деятельности

Информация » Индивидуальный стиль деятельности » Индивидуальный стиль деятельности

Страница 1

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор;

2) индивидуальный подход;

3) формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

4) формирование индивидуального стиля деятельности.

Считается, что именно формирование индивидуального стиля деятельности является основным и наиболее универсальным путем приспособления темперамента к требованиям деятельности, так как именно он помогает людям с различными темпераментами эффективно выполнять одинаковую работу.

Иначе индивидуальный стиль деятельности (ИСД) можно представить как индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым человек прибегает сознательно или стихийно для наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметным, внешними условиями деятельности [1].

Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека стихийно, его можно сформировать в процессе обучения и воспитания. Впервые формирование индивидуального стиля деятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формирование происходит при решении игровых задач.

Считается, что общепризнанные формальные признаки ИСД можно разделить на 3 вида:

1) устойчивая система приемов и способов деятельности;

2) система, обусловленная определенными личными качествами;

3) система, являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Согласно исследованиям Климова можно выделить следующие особенности структуры индивидуального стиля деятельности. Во-первых, существуют такие особенности, которые стихийно возникают на основе имеющихся у человека топологических свойств нервной системы. Эти особенности принято обозначать за ядро ИСД. Они определяют первый приспособительный эффект и предопределяют направление дальнейшего взаимодействия со средой.

Вторая группа является дополнением первой группе. Данная группа особенностей вырабатывается в течение сознательных или стихийных поисков. Например, у человека возникает стремление к доведению начатой работы до ее логического завершения, а значит, такую особенность можно рассматривать как своеобразный способ уравновешивания со средой.

Среди особенностей структуры ИСД можно выделить следующие:

1) особенности, составляющие ядро индивидуального стиля. Среди них так же выделяют особенности, благоприятствующие успеху, и особенности, мешающие успеху. Первые особенности принято обозначать «А», вторые - «Б». Отметим, что данное деление на группы можно считать условными, так как в тот или другой момент одна и та де особенность деятельности может оказаться либо в группе «А», либо в группе «Б».

2) Однако в меру наличия у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности [1]. Следовательно, среди особенностей, являющихся дополнением к ядру индивидуального стиля, можно выделить следующие две категории: особенности, носящие компенсаторные значения («В»), и особенности, связанные с максимальным использованием приспособительных возможностей («Г»).

Возможна ситуация, когда под индивидуальным стилем деятельности необходимо понимать интегральный эффект воздействия человека с социальной средой. В этом случае формируется отдельная задача. Как заявлял Климов Е.А “мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи”.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Идентификация
Понятие идентификации имеет достаточно долгую историю своего существования в социальной психологии. Это, однако, не свидетельствует о высокой степени проработанности проблемы. Несмотря на многочисленные попытки осмысления данного феномена ...

Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста
Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте ск ...

Взаимодействие гнева и отвращения
Сама по себе эмоция отвращения не может рассматриваться в качестве причины агрессивного поведения. Реакция отвержения или избегания, наблюдающаяся при эмоции отвращения, как правило, адекватна стимулу. Однако в комбинации с гневом отвраще ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru