Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие

Информация » Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста » Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие

Страница 3

На самооценку ребенка посещающего детское дошкольное учреждение начинают влиять и другие факторы. Внешние факторы подкрепляют ту самооценку, которая сформировалась у него в семье. Уверенный ребенок справляется с неудачами и трудностями. Ребенок с заниженной самооценкой, несмотря на удачи, терзается сомнениями. Для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Несмотря на то, что самооценка носит еще абсолютный характер, зарождаются признаки сопоставительной, сравнительной и относительной самооценки. Ребенок активно включается в общение с другими детьми, познает их, а через них и себя. Однако роль семьи в старшем дошкольном возрасте остается огромной.

Ощущение самоценности может сформироваться в той семье, где любовь выражается, открыто, где царит уважение и взаимопонимание, где общение дружелюбно и доверительно, где ошибки служат для приобретения опыта, где ребенок чувствует себя нужным и любимым. Это атмосфера зрелой семьи. В неблагополучных же семьях дети часто беспомощны, правила в этих семьях жестоки, отсутствие взаимопонимания, критика, ожидание наказания и т.д. Как правило, в таких семьях у детей самооценка занижена. Правила установленные в семье оказывают на развитие самооценки большое влияние. Существуют семьи, в которых принято говорить только о хорошем, положительном, правильном, соответственно проблемы реальной жизни не подлежат обсуждению. Любое табу такого рода порождает ложь со стороны детей, отчужденность, ненависть по отношению к родителям. Повышенная беспомощность и враждебность порождает низкую самооценку.

Существует четыре типа поведения людей с заниженной самооценкой:

1. заискивать, чтобы другой человек не сердился;

2. обвинять, чтобы другой считал его сильнее;

3. рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы;

4. отстраняться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет. [3, с.94].

В. Сатир выделяет две семейные системы: закрытые и открытые. Основные различия между ними – характер реакции на внутренние и внешние изменения. Части, звенья закрытой системы, неподвижны. Обмен информацией между ними не происходит. Как правило, члены такой семьи необщительны, замкнуты, имеют мало друзей и знакомых. Однако, закрытые семьи, скорее исключение, чем норма. Такие семьи появляются из определенного набора представлений о жизни. В закрытой семье люди не могут процветать, они могут только существовать. Полной противоположностью закрытой системы является открытая семья. Открытая система – система, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее и выходить за ее пределы. В семье с открытой системой правила гуманны, а ее члены общительны, добры, раскрепощены. Соответственно самооценка в семьях с различными системами различна. Самооценка в закрытой системе низкая, очень неустойчивая и сильно зависит от самооценки других людей.

Стили общения в такой системе: обвиняющий, расчетливый, заискивающий, отстраненный, т.е. такие, которые соответствуют заниженной самооценке. Самооценка в открытой системе более адекватная, высокая, устойчивая и более зависима от внутренней оценки. [34, с.182].

Вторым фактором влияющим, на развитие самооценки является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Самосознание, самооценка, самовосприятие как сознание самости
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований ...

Периферические средства. Адапторы
Комплексы из звуков, возникающих от действий с материальными объектами или над ними, и самих объектов – источников этих звуков (включая человеческое тело и звуки, возникающие от манипуляций с ним или над ним), которые принимают участие в ...

Характеристика содержания отечественных мультфильмов
Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгля ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru