Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие

Информация » Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста » Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие

Страница 2

Уровень притязаний личности может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого уровня лежит оценка себя как личности.

При воспитании детей очень важно учитывать их уровень притязаний, его соответствие возможностям ребенка – одно из условий гармоничного развития личности. Несоответствие же - является источником возникновения различных конфликтов ребенка с другими людьми, самим собой. Все это может привести к отклонениям в развитии личности ребенка. [21, с.68].

Американский психолог У. Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека [43].

Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки:

1. устойчивую адекватную самооценку;

2. неадекватную пониженную самооценку;

3. неадекватную повышенную самооценку;

4. неустойчивую самооценку.

Неустойчивая самооценка связана, прежде всего, с изменяющимися ощущениями уверенности и неуверенности в себе [43]. По мере формирования самооценки, последняя, начинает влиять на поведение ребенка старшего дошкольного возраста и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и дает ребенку «почетное» место в коллективе, то она становится, в конце концов, потребностью.

Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами – общение с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее ориентирование: в общении усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация. [43, с.275].

А.В. Захарова кроме видов самооценки выделяет три уровня когнитивного аспекта самооценки. Первый, наиболее высокий, характеризуется обоснованностью, реалистичностью, разносторонним содержанием оценочных суждений, высказываемых в проблематичной форме, что свидетельствует о наличии у ребенка рефлексивности при оценивании себя. Средний, второй уровень, отличается менее последовательной реалистичностью и обоснованностью, более узким содержанием оценочных суждений, появление категоричных форм их реализации. Третий уровень, самый низкий, характеризуется неадекватностью, и слабой обоснованностью самооценки, неглубоким содержанием оценочных суждений, формируемых по преимуществу в категоричных формах. [43, с.287].

Наиболее благоприятным для личностного роста психологи считают высокий, первый уровень. В нем проглядывается одно из условий развития самоактуализирующейся личности.

Рассмотрев виды, структуру самооценки, необходимо отметить факторы, влияющие на ее развитие.

На развитие самооценки влияет большое количество факторов. Самым первым и, наверное, главным фактором является семья. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью отсутствуют критерии самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на те оценки, которые они ему дают. Первые 5-6 лет его жизни его самооценка формируется исключительно на этой информации, которую он получает в семье, на отношение родителей к нему. Оценочные сообщения взрослые передают ребенку через слово, интонацию, жесты, мимику и т.д. Особенностью самооценки этого возраста является ее абсолютный характер, ребенок не сравнивает себя с другими.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Психологическая характеристика юношеского возраста
Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17—21 годом ...

Патогенез
Проанализированный нами клинический материал подтвердил наличие разных видов аутизма в зависимости от эндогенного, хромосомного, органического и экзогенного его происхождения. Это нашло отражение и в МКБ-10 (WHO, 1994). В группу первазивн ...

Группа эпилептоидов
Самыми характерными свойствами этого типа психопатов психологи считают: во-первых, крайнюю раздражительность, доходящую до приступов неудержимой ярости, во-вторых, приступы расстройства настроения (с характером тоски, страха, гнева) и, в- ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru