Психологический анализ недостаточности зрения

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психологический анализ недостаточности зрения

Страница 2

2) Память. Наблюдается ускоренное развитие памяти в онтогенезе. Особенно хорошо слепые запоминают вербальную информацию и музыкальные характеристики в связи с доминированием слухового анализатора.

3) Мышление. Слепые отличаются склонностью к рационально-логическому мышлению. Это обусловлено недостаточностью непосредственного чувственного опыта и преобладанием словесных представлений. В условиях активного интеллектуального общения и доброжелательного отношения слепые могут достигать достаточно высокой степени умственного развития.

Отмечено снижение уровня умственного развития у слепых, что может быть обусловлено следующими факторами:

- сенсорная депривация. М.С. Певзнер (1966) обнаружила задержку интеллектуального развития в виде более позднего формирования обобщений, понятийного аппарата. Объясняют это тем, что недостаточность зрительной информации о внешнем мире тормозит становление познавательной деятельности.

- социально-психологическая депривация. Формируется в условиях, когда окружающие относятся к слепому ребенку недоброжелательно, эмоционально неадекватно, подчеркивают его моторную неловкость, неспособность к определенным формам деятельности. Это формирует у него пониженное настроение, снижается интерес к интеллектуальной деятельности, он становится пассивным, равнодушным. Подобным действием обладает и гиперопека, способствующая развитию низкой интеллектуальной активности, безынициативности, безволия.

- наличие нарушений со стороны соматической или нервно - психической систем, которые ослабляют психическую деятельность ребенка, дополнительно ограничивают его интеллектуальные возможности. Они создают неблагоприятный фон, на которого задерживается развитие мышления.

При отсутствии этих факторов слепой ребенок психологически адаптирован, не подозревает о наличии у него дефекта зрения и ведет практически полноценный образ жизни. Имеющиеся недостатки в значительной степени компенсируются другими системами. При этом слепые проявляют повышенную склонность к философскому, математическому мышлению, научной и музыкальной деятельности.

4) Речь. Характеризуется большим словарным запасом, который может вызывать "перегруженность" речи. Отмечается также неправильное соотнесение между названием и самим предметом, это обусловлено отсутствием зрительной информации об обьекте. Преобладают общие формальные знания над конкретными, что обуславливает неверное употребление слов.

Особенности моторики

1) Гипокинезия - замедленность, инертность движений, предпочтение малоподвижного образа жизни.

2) Навязчивые движения - разнообразные стереотипные непроизвольные движения в виде ритмических подергиваний головы, туловища, рук. Наиболее часто встречается "тремор пальцев рук", ''нистагм глаз ''.

3) Амимичность. Бедность мимической экспрессии, характерный "взгляд в пустоту".

4) Нарушение походки. Она становится замедленной, осторожной, недостаточно координированной.

5) Физическая диспластичность, астеничность, с недостаточным развитием мышечной системы; нарушение осанки.

6) Способны более точно исследовать предмет с помощью осязания, что используется для чтения точечного алфавитного шрифта Брайля. Каждая буква состоит из нескольких рельефных точек, расположенных в два вертикальных ряда. Для чтения используется указательный палец.

Страницы: 1 2 

Интересные материалы:

Коммуникативные установки
Установка - благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Установка – психологическая тенденция, проявляющаяся в оценке некоторой ча ...

Исследование индивидуальности супругов
Результаты индивидуально-психологического обследования можно использовать в консультировании двояко: для установления меры личностной совместимости супругов и для информирования супругов об их личностных особенностях. При дифференциально ...

Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с по ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru