Психологический анализ недостаточности зрения

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психологический анализ недостаточности зрения

Страница 2

2) Память. Наблюдается ускоренное развитие памяти в онтогенезе. Особенно хорошо слепые запоминают вербальную информацию и музыкальные характеристики в связи с доминированием слухового анализатора.

3) Мышление. Слепые отличаются склонностью к рационально-логическому мышлению. Это обусловлено недостаточностью непосредственного чувственного опыта и преобладанием словесных представлений. В условиях активного интеллектуального общения и доброжелательного отношения слепые могут достигать достаточно высокой степени умственного развития.

Отмечено снижение уровня умственного развития у слепых, что может быть обусловлено следующими факторами:

- сенсорная депривация. М.С. Певзнер (1966) обнаружила задержку интеллектуального развития в виде более позднего формирования обобщений, понятийного аппарата. Объясняют это тем, что недостаточность зрительной информации о внешнем мире тормозит становление познавательной деятельности.

- социально-психологическая депривация. Формируется в условиях, когда окружающие относятся к слепому ребенку недоброжелательно, эмоционально неадекватно, подчеркивают его моторную неловкость, неспособность к определенным формам деятельности. Это формирует у него пониженное настроение, снижается интерес к интеллектуальной деятельности, он становится пассивным, равнодушным. Подобным действием обладает и гиперопека, способствующая развитию низкой интеллектуальной активности, безынициативности, безволия.

- наличие нарушений со стороны соматической или нервно - психической систем, которые ослабляют психическую деятельность ребенка, дополнительно ограничивают его интеллектуальные возможности. Они создают неблагоприятный фон, на которого задерживается развитие мышления.

При отсутствии этих факторов слепой ребенок психологически адаптирован, не подозревает о наличии у него дефекта зрения и ведет практически полноценный образ жизни. Имеющиеся недостатки в значительной степени компенсируются другими системами. При этом слепые проявляют повышенную склонность к философскому, математическому мышлению, научной и музыкальной деятельности.

4) Речь. Характеризуется большим словарным запасом, который может вызывать "перегруженность" речи. Отмечается также неправильное соотнесение между названием и самим предметом, это обусловлено отсутствием зрительной информации об обьекте. Преобладают общие формальные знания над конкретными, что обуславливает неверное употребление слов.

Особенности моторики

1) Гипокинезия - замедленность, инертность движений, предпочтение малоподвижного образа жизни.

2) Навязчивые движения - разнообразные стереотипные непроизвольные движения в виде ритмических подергиваний головы, туловища, рук. Наиболее часто встречается "тремор пальцев рук", ''нистагм глаз ''.

3) Амимичность. Бедность мимической экспрессии, характерный "взгляд в пустоту".

4) Нарушение походки. Она становится замедленной, осторожной, недостаточно координированной.

5) Физическая диспластичность, астеничность, с недостаточным развитием мышечной системы; нарушение осанки.

6) Способны более точно исследовать предмет с помощью осязания, что используется для чтения точечного алфавитного шрифта Брайля. Каждая буква состоит из нескольких рельефных точек, расположенных в два вертикальных ряда. Для чтения используется указательный палец.

Страницы: 1 2 

Интересные материалы:

Готовность детей к обучению
В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функц ...

Мнестические расстройства в пожилом возрасте
Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расп ...

Классификация эмоций
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний (В. Вундт). «Удовольствие – неудовольствие». Удовлетворение физиологических, духовных интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение – к ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru