Психологический анализ недостаточности зрения

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психологический анализ недостаточности зрения

Страница 1

Многими исследованиями показано, что выключение зрения в целом не тормозит психическое развитие ребенка, если у него нет исходной нервно-психической патологии, и он оказывается в благоприятных условиях обучения и воспитания. В этом случае слепоту они субъективно оценивают только как физическое неудобство, не вызывающее негативных психологических переживаний и отклонений в развитии. Последние также зависят от личностных особенностей ребенка и отношения к нему со стороны окружающих.

1. Ощущения и восприятие

1) Активное осязание отличается у слепых детей большей точностью.

2) Значительно увеличивается роль слухового анализатора.

А - слепые лучше определяют направление звука и локализуют его в пространстве.

Б - разнообразные по силе, тембру и направленности слуховые ощущения помогают ориентироваться в окружающей обстановке. Поэтому слепые способны определять границы и размеры помещения, обьекты, находящихся в нем, количество людей и т. д.

В - по звукам шагов слепые определяют возраст, пол людей, способны их различать.

Г - по тембру, интонации голоса, которые связаны с эмоциональной структурой личности, то слепые могут судить о психологических особенностях окружающих людей (эмоциональной настроенности, мышления, характера).

3) Обостряется обоняние "Все эти вещества создает целый комплекс ощущений, целую обонятельную гамму то привлекательную, то безразличную, которая помогает отличить, характеризовать людей" (Морис де ла Сизеран).

4) Вырабатывается особая способность ощущать предметы на расстоянии. Эту способность называют "шестым чувством", "чувством приближения", "лицевым зрением". Еще в 1669 Г. Франсуа де ла Вейс вписал шестое чувство при приближении слепых к стене, В 1872 г. Леви, слепой от рождения писал, что, находясь перед предметом, я могу описать, велик ли последний или мал, узок или широк. Он также отмечал, что "не могу распознать предметов, если они значительно ниже моего плеча. Кажется, что предметы ощущаются непосредственно кожей лица. Поэтому он назвал это чувство «лицевым восприятием».

Было предложено несколько гипотез о его происхождении:

А - это чувство связано с наличием остаточного зрения, позволяющего различать свет и тень, поэтому слепые способны дифференцировать только крупные предметы.

Б - чувство расстояния обусловлено слуховыми ощущениями т. к. слепые легче определяют приближение к предмету в полной тишине. Считается, что оно является результатом восприятия отраженных звуковых волн, производимых шумом собственных шагов от предметов.

В - сами слепые считают органом восприятия отдаленных предметов кожу лица. Часто они говорят: «Чувствую предмет лицом, а как сказать не могу».

Г - является результатом колебаний воздушного столба и тепловых ощущений, которые воспринимают с помощью тактильной и температурной чувствительности.

Д - в настоящее время считается, что данное ощущение связано с комплексным восприятием слуховых, кинестетических, тактильных, температурных факторов.

Типично, что объединение всех представлений о предмете у слепых связано с цветом, которым они субьективно окрашивают предметы. Известен феномен цветового слуха у рано ослепших детей. При этом определенные звуки, слова вызывают представление определенного цвета. Причем, чем выше звук, тем он светлее и ближе к белому, а чем ниже, тем больше напоминает черный или красный.

Особенности когнитивных процессов

1) Внимание. У слепых отмечается повышенная способность управлять своим вниманием и концентрировать его. Кроме того, наблюдается значительное расширение объема внимания, в связи с необходимостью одновременно учитывать многочисленные характеристики предмета, получаемые от разных анализаторов. Однако внимание также характеризуется быстрой истощаемостью и снижением продуктивности.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Ответственность в младшем школьном возрасте
Исследования в области психологии личности младшего школьника показывают, что в период младшего школьного возраста под воздействием воспитания у детей формируются социальные мотивы деятельности. Они приобретают побудительную силу, подчиня ...

Что происходит во время анализа и кто должен подвергаться психоанализу
Во время анализа пациент склонен постепенно нагружать образ аналитика всей энергией неудовлетворенный желаний Ид, накопившейся у него с младенческих лет. Когда эта энергия сосредотачивается на одном образе, ее можно изучить и перераспреде ...

Наркомания как предмет психологического исследования
Взгляд на наркоманию как на сложную систему поведения наркозависимого индивида в социальной среде ставит перед разработчиками реабилитационных программ чрезвычайно сложную проблему: становление у наркомана, находящегося в стадии ремиссии, ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru