Роль В.М. Бехтерева

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Роль В.М. Бехтерева

Страница 1

Важную роль в интеграции нескольких научных подходов в специальной психологии сыграл В.М. Бехтерев, всемирно известный невропатолог, нейрофизиолог, психиатр, психотерапевт. Основал первый в стране психоневрологический институт в Петербурге (1909). Он сформулировал новое направление в психологии - рефлексологию, основанную на объективном, экспериментальном изучении психических процессов человека. В последующей работе осуществлена интеграция данных дисциплин с педагогикой ("Педология"), которая явилась основой для многочисленных исследований в дефектологии, когда ребенок изучался всесторонне.

Известно, что основоположником экспериментальной социальной психологии в России по праву является В.М. Бехтерев. В 1885 г. в г.Казани он создает лабораторию экспериментальной психологии. В 1907 г. при созданном им Психоневрологическом институте он открыл первые в стране лаборатории коллективной рефлексологии и характерологии социальных групп, экспериментальной педагогики, детской психологии. В них развивалась интегральная концепция различных уровней учебной деятельности, воплощенных в труде «Коллективная рефлексология» (1921).

В частности, В.М. Бехтерев установил, что группа способствует увеличению обьема знаний своих членов, исправлению ошибок, позволяет выдержать более сильные раздражители. В поисках «единых принципов мирового процесса» В.М. Бехтерев обратился к законам механики, рассматривая их в качестве универсальных оснований, действующих на всех уровнях живой и неживой природы. В «Коллективной рефлексологии» он выделил 23 универсальных закона психологии человека, действующих, в том числе, в сфере социальных отношений: закон сохранения энергии, тяготения, отталкивания, инерции, энтропии, изменчивости и др. На их основании Вадимир Михайлович пытался дать обоснование таким сложным социальным явлениям как развитие и приемственность культурных традиций, образование социальных общностей, динамика общественных взглядов и настроений.

Сама идея выделения общих законов, лежащих в основе развития природных, социальных и психических систем, придающих целостный характер всему мировоззданию, уникальна. При этом определение общего универсального основания не исключает необходимости выделения и специфических законов, которые отражают качественные характеристики различных уровней эволюции мира.

В.М. Бехтерев (1911) писал, что «предметом общественной психологии является изучение психологической деятельности собраний, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое, благодаря общению друг с другом». В результате возникает «общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия».

Он подчеркивал, что необходимо изучать «условия, при которых нервно-психические явления, развивающиеся в ряде индивидов, становятся социально-психологическими явлениями в процессе соотносительной деятельности». Причем коллектив рассматривался Владимиром Михайловичем как нечто целое, как «собирательная личность», имеющая свою индивидуальность, зависящую от составляющих ее лиц. «Притом самые формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной личности, так и для собирательной личности» (Бехтерев В.М., 1921).

Однако, с 1927 г. его деятельность также стала подвергаться резкой критике сталинских ученых и имя Бехтерева было в дефектологии вытеснено другими. В 1929 г. на смену направления дефектологии, которое возглавляли В.П. Кащенко в Москве и В.М. Бехтерев в Петербурге, пришло идеалогизированное понимание психологии и педагогики. Был организован Экспериментально-дефектологический институт, который возглавили советские ученые И.И. Данюшевский (директор) и Л.С. Выготский (научный руководитель). Имя последнего и стало лейб-мотивом всего 70 летнего периода социалистической дефектологии. Основоположники же отечественной дефектологии (B.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, А.С. Грибоедов, В.М. Бехтерев и др.) были репрессированы; они обвинялись в чрезмерном применении зарубежных тестов, и их работа рассматривалась как педологическое уклонение от государственной идеологии. В результате дефектология приняла субъективный, недостаточно научный характер, отрицающий достижения генетики, кибернетики, экспериментальной психологии.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1]. Младенец не знает, где кончает ...

Социально-психологическая характеристика понятия группы
Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии. Интерес исследователей к проблемам группы обусловлен рядом принципиальных момен ...

Что такое личность
Немного найдется в языке слов, действующих на широкую публику столь зачаровывающе, как «личность». Хотя оно используется в разных смыслах, можно говорить о двух основных. В первом случае этот термин относится к своего рода умелости или ло ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru