Специфика деятельности педагога-психолога в учреждении образования

Информация » Специфика работы психолога в учреждениях разного типа » Специфика деятельности педагога-психолога в учреждении образования

Страница 4

Устранение отклонений в воспитании и обучении учащихся

4. Консультативная работа

Консультации для администрации школы, учителей, родителей, учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного определения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, самовоспитания.

5. Вспомогательные задачи

6. Организация педагогических семинаров для психологического анализа поведения и успеваемости учащихся, с целью раскрытия индивидуальных особенностей личности и способностей учащихся

7. Участие в работе педагогического совета школы

8. Комплектация библиотеки психолого-педагогической литературой на базе психологического кабинета и библиотеки школы

Наблюдение за работой психолога Схема обследования ребенка во всех случаях строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации. Она включает в себя следующее.1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики). Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания. Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровеньпритязаний, интересы. Используются косвенные методики диагностики мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями. Прямые методики: беседа-интервью, методики "Лесенка уроков", "Лесенка побуждений", сочинение на тему "Моя жизнь в школе". Проективные методики: рисуночная, составление расписания на неделю (С.Я. Рубинштейн), методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А.И. Липкиной "Три оценки".4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач. Психолог может получить эту информацию от учителей по результатам контрольных срезов.5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:- как ребенок относится к плохим оценкам;- какую получает типичную обратную связь от взрослых;- какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;- по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:- кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;- анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).7) Изучается предыстория консультируемого:- собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;- выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка;- что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консультации.

1) Индивидуальные консультации

Железняк Максим, 4 класс

Проблема: неадекватное (агрессивное) поведение в школе (может кидать тетради, книги, даже стулья в сверстников).

Проводилось:

1. Консультация родителей - беседа.

2. Методики по обследованию: "Мой круг общения" (Т.Ю. Андрушенко), "Дорога жизни", "Кто виноват?", опросник Кеттелла, методика ранжирования признаков средовой адаптации (по Овчаровой), проективная методика "Что мне нравится в школе?" (рисуночные тесты), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Мальчик открытый, доброжелательный в беседе, общительный, участливый. Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, легкость в усвоении новых знаний. Уровень тревожности средний (50%), присутствует чувство одиночества. В классе хотел быть лидером, не признал коллектив. На этой почве конфликтность, агрессия по отношению к сверстникам, учителю. Посещал занятия у психолога "Умение общения". Переведен в другой класс. Стал более спокоен, реже вспышки гнева. Приспосабливается к требованиям разных учителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Метод рисунка
Как отмечает В.Ф. Петренко, носителями индивидуальных значений, наряду со структурами естественного языка, выступают невербальные системы (рисунки, схемы, символы). Осуществленный нами преимущественно на материале отечественной психологи ...

Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей ли ...

Основные вопросы современной теории личности
Еще до появления психологии возник вопрос о том, можно ли считать поведение целенаправленным или телеологичным. В некоторых теориях поведения возникла модель индивида, важнейшими сторонами которой выступают целеустремленность, намерение, ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru