Голосовые оформления речевых высказываний

Информация » Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей » Голосовые оформления речевых высказываний

Страница 1

Существует достаточно большое количество высказываний, в которых определённый вид голоса как бы встроен, то есть который можно произнести только с фиксированными признаками: Да ну?! – голосом более протяжным, чем обычно происходит удлинение конечного гласного; Брысь! – резким, отрывистым голосом; Закон есть закон – разделяя слова.

Команды и приказы отдаются чётким, твёрдым голосом, отрывисто и резко, а напутствия – голосом мягким и тёплым. Фраза У меня срочное сообщение произносится быстро, а оценочные восклицания типа Чушь! Красота! Фантастика! или Кошмар! – голосом отрывистым, громким и резким.

Недовольство передаётся ворчанием, брюзжанием, бормотанием, фырканьем. В случаях с трансляцией чужой речи почти всегда предполагается имитация, порой даже с нарочитым передразниванием голоса говорящего. Ворчание, например, означает «выражение недовольства определённым способом», а именно ворчание реализуется обычным монотонным голосом, подчёркивающим говорение одного и того же. Ворчание также совершается голосом невнятным, размеренным и низким (или более низким, чем обычно).

Во время беседы говорящий, обращая свой голос непосредственно к адресату, облегчает ему восприятие речи. Напротив, говорение речи в сторону от адресата изменяет параметры звучащего голоса, при чём иногда настолько сильно, что может измениться сам голос. Голос говорящего как бы дистанцируется от истинного источника звучания, а потому создаётся иллюзия чужого голоса. Говорение в стороны открывает неплохие возможности для разных голосовых манипуляций.

В момент коммуникации адресату речи часто гораздо важнее понять не столько, что именно сказано, сколько, как сказано. Внимательный, настроенный на партнёра адресат часто вслушивается в речь собеседника не для того, что бы напрягая слух, расслышать что-либо, а для того, что бы услышать, то есть понять собеседника, при чём понять не только высказанное, но и недосказанное и невысказанное. Слабые, едва заметные голосовые модуляции, быстро меняющиеся в ходе общения, слушающий крайне редко успевает подвергнуть рациональной, интеллектуальной обработке. Понять что-то, а тем более кого-то, можно лишь подвергнув всю сумму полученной и имеющейся информации активной обработке разумом и поместив результаты этой обработки в своё сознание.

Голос является и органом – источником производимых звуков, и инструментом речи, голос служит надёжным средством выражения эмоций и отношений между людьми и их речевыми действиями. В голосе можно услышать испуг и торжество, дрожание и металл, печаль и радость, а также слёзы и смех – типичные внешние проявления многих эмоций. От волнения горло сжимает, гортань немеет, и голос становится дрожащим, подчас хриплым, тогда как от счастья, хотя горло не расширяется (в русском языке сочетание горло расширяется не используется для передачи эмоций), голос становится высоким и звонким. Пользуясь голосом как инструментом, мы легко выделяем в речевом потоке нужные нам смыслы, слова и более крупные единицы, ср. такие выражения, как выделять голосом, подчёркивать голосом что-либо.

Голос относится к тем устройствам или органам, которые способны сами по себе передавать актуальное эмоциональное состояние человека. Можно, например, говорить взволнованно, возмущённо, тихо, сердито, то есть взволнованным, возмущённым и т. п. голосами, - голосами, связанными с чувствами и эмоциональными отношениями, но нельзя говорить звонко, высоко или дребезжаще (при правильном говорить звонким, высоким или дребезжащим голосом).

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Вопросы патогенеза
Теоретической базой исследований явилось известное положение Л.С. Выготского (1983) о первичных и вторичных нарушениях развития. В.В. Лебединский и О.С. Никольская (1985) при РДА к первичным расстройствам относят сенсоаффективную гиперсте ...

Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте
Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностной перцепции и коммуникации. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмами межличностног ...

Методы оценки креативности
Для оценки творческих способностей человека существуют несколько методов: тестирование и эксперимент. В свое время тесты вызвали много споров. Одни считали их точным инструментом для изучения способностей. Другие отрицали тестовые методы ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru