Заключение
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям. Эмоции – постоянный спутники человека, оказывающие влияние на все его мысли и поступки. Эмоциональная сфера личности является живым источником познания, выражением сложных многообразных отношений между людьми.
Очень часто факторы эмоциональной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой. Например, импульсивность проявляется в том, что возникшие желания реализуются, как правило, сразу, без раздумий. Нередко следствием этого являются ошибочные решения и поступки. У школьника с умственной отсталостью эмоциональная сфера имеет своеобразное отличие от школьника с нормальным интеллектом.
Таким образом, полученные результаты исследования эмоциональных особенностей у младшего школьника с умственной отсталостью в легкой степени позволили сделать следующие выводы:
1. Для детей с умственной отсталостью характерна незрелость личности, которая обусловлена в первую очередь особенностями развития их потребностей и интеллекта и проявляется в ряде особенностей эмоциональной сферы.
2. Детям с умственной отсталостью характерны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и стабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Им не свойственно проявление таких эмоций как удивление, горе, вина.
Таким образом, в результате проведенного исследования, гипотеза подтвердилась: младшие школьники с умственной отсталостью в легкой степени отличаются эмоциональной лабильностью с недостаточностью дифференциальных эмоций.
В ряде случаев возникающие эмоции неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям и могут приводить к нарушению поведения и отношений. Учащиеся с умственной отсталостью слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это сделать. У детей с умственной отсталостью прослеживается недостаток эмоционально положительных отношений и контактов с окружающими. Отмечается тенденция к эмоциональной дезадаптированности в условиях школьного обучения, что является следствием незрелости личности ребенка с умственной отсталостью. Несформированность эмоционально-волевых особенностей оказывает отрицательное влияние на развитие личности, а также может приводить к нарушению поведения и вызывать явления социальной дезадаптации.
Изучение эмоциональных особенностей младшего школьника с умственной отсталостью в легкой степени показало наличие повышенной тревожности, эмоционального напряжения, агрессивности.
Развитие эмоциональной сферы младшего школьника с умственной отсталостью в большей мере определяется внешними условиями, поэтому, важнейшими из них будут специальное обучение и правильная организация жизни ребенка (повышенное педагогическое внимание, индивидуализация обучения, психологическая коррекция и др.).
Интересные материалы:
Аутистическое расстройство
Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной ф ...
Память: сущность, процессы, виды, функции
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал C.JI.Рубинштейн, ...
Характеристика семей детей с химической
зависимостью
Психотерапевт Г. Н. Луговкина говорит о том, что "довольно низкая эффективность терапии больных с химическими зависимостями традиционными методами связана с тем, что после курса лечения они возвращаются в прежнюю среду, особенно в се ...