Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР
Именно поэтому знать и учитывать особенности памяти дошкольников необходимо всем работникам дошкольного образовательного учреждения, чтобы планомерно готовить детей к обучению в школе, а значит и большему задействованию мнемической системы.
Необходимым условием высокой продуктивности запоминания является как осознание сути самого процесса, так и его целенаправленность. Из-за недостаточности устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания.
Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведённый материал от невоспроизведённого. Например, при запоминании картинок дети с ЗПР неоднократно повторяют названия одних и тех же из них, не замечая того, что при первом воспроизведении они уже называли некоторые.
Успешность запоминания существенно зависит от формы предъявления (наглядная или словесная) подлежащего заучиванию материала. Наглядный материал запоминается лучше, чем словесный. Это преимущество наглядной памяти над вербальной особенно отчётливо проявляется в начале школьного обучения. Однако с возрастом продуктивность при запоминании словесного материала растёт сравнительно более быстрыми темпами. Дети с ЗПР запоминают лучше материал в виде картинок, чем тот же по содержанию вербальный материал [9].
Мнемическая деятельность детей с ЗПР характеризуется также недостаточным умением использовать рациональные способы запоминания.
Одной из наиболее важных характеристик произвольной памяти, по мнению Т.А. Власовой, является эффективность опосредованного запоминания. Использование как внешних, так и внутренних опор является наиболее действенным способом расширения границ памяти и незаменимым средством компенсации её недостатков. Этой цели служит широкий арсенал средств – от узелков на память и записных книжек до сложных приёмов ассоциативного и смыслового увязывания запоминаемого материала с прошлым опытом. Овладение умением пользоваться приёмами опосредования особенно важно для лиц с ослабленной памятью. Соответствующая коррекционная работа оказывается плодотворной [8].
Без специального обучения приёмам запоминания дети с ЗПР испытывали серьёзные затруднения в применении наглядных опор при воспроизведении словесного материала. Вспомогательные средства в виде картинок не всегда превышали продуктивность их работы. Т.А. Власова, В.И. Лубовский выявили, что владение операцией установления смысловых связей ещё не гарантирует её успешного использования в качестве приёма запоминания (умение установить связи между словами и картинками не помогает ребёнку вспомнить эти слова при последующем предъявлении картинок). Любая мыслительная операция может быть использована в качестве приёма запоминания при условии её обратимости. Дети с нормальным развитием легко переходят от прямых операций к обратным. Например, без труда вспоминают слово по ассоциировавшейся с ним при запоминании картинке. По словам Т.В. Егоровой, для многих детей с ЗПР эта задача оказывается непосильной [7, 8, 13, 26].
В психологии стало неоспоримым положение о закономерном возрастании в онтогенезе роли логической памяти, будь то нормально развивающийся или аномальный ребёнок. Вместе с тем в жизни человека на долю запоминания, близкого по характеру к механическому, так или иначе выпадает большая нагрузка, и чем выраженнее отклонение в умственном развитии, тем эта нагрузка выше [5].
Интересные материалы:
Компьютерные игры
Игра, по мнению, Л.С. Выготского, является «первой школой мысли для ребенка, подчиняя все поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению». А так же является «едва ли не самым драгоценным орудием ...
Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике
Учебное заведение, в котором я проходила практику называется средняя школа, которая находится в Учреждение обеспечивает получение базового и среднего образования по типовым и индивидуальным программам, здесь работают разнообразные кружки ...
Восприятие пространства
Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временные ...