Изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития

Информация » Изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития.

Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития и коррекции нарушений познавательной сферы у детей с задержкой психического развития (ЗПР), так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.

Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях – произвольность в организации деятельности, в третьих – мотивация к различным видам познавательной деятельности и т. д.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают специфические особенности памяти детей с ЗПР:

¨ Снижение объема памяти и скорости запоминания,

¨ Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

¨ Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

¨ Преобладание наглядной памяти над словесной,

¨ Снижение произвольной памяти.

¨ Нарушение механической памяти .

Этим подтверждается актуальность нашего исследования.

Объект изучения – память детей с задержанным психическим развитием.

Предмет исследования – особенности состояния памяти .

Гипотеза исследования – Память дошкольников с задержкой психического развития характеризуется рядом специфических особенностей.

Интересные материалы:

Особенности эмоциональной сферы дошкольника
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, на ...

Определение «фрустрация» в современной психологии
Фрустрация (лат. frustration-обман в ожидании, разрушение планов) представляет собой эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегося ему непреодолимым) препя ...

Добрачные отношения в православной жизни
Прошли уже те времена, когда жених и невеста узнавали друг друга только на свадьбе. Очень часто интимные отношения начинаются уже до официального оформления супружеского союза. И многие даже не подозревают об отрицательных последствиях та ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru