Особенности подросткового развития

Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Особенности подросткового развития

Страница 10

и что насыщение будущего целями есть лишь предпосылка для насыщения настоящего соответствующей практикой. Такое положение является типичным для старшеклассников.

Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь не проверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самих себе. Вместо того, чтобы в этой критической ситуации мобилизовать себя, многие из них склоняются к сомнительным жизненным концепциям ("можно работать дворником и всего себя отдавать занятиям литературой"). Намечаемая перспектива формулируется то слишком конкретно (стать именно таким-то специалистом, поступить на такой-то факультет), то, напротив, чересчур общо ("служить прогрессу человечества", "быть полезным обществу человеком"). В первом случае она оказывается недостаточно гибкой для того, чтобы ее реализация завершилась успехом, во втором — своей неопределенностью затрудняет необходимую для успешного самоопределения концентрацию сил.

Одно из достижений ступени — новый уровень развития самосознания.

И, если на предыдущем этапе развития самосознание определяло формирование базовых способностей теоретического сознания и мышления (анализ, планирование и рефлексия),

то главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности.

Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Они пока еще не подозревают, что на самом деле эти взгляды, точки зрения, оценки очень часто присущи многим другим их сверстникам, отражают те веяния, которые характерны для разных групп молодежи данного поколения.

И эту свою личность как нечто особое, не похожее на других, юный человек хочет утвердить среди окружающих людей. Он хочет, чтобы его как такую особенную личность заметили. Отсюда — тенденция к манифестации себя

в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явлений быта, школьной жизни, произведений литературы и искусства; в каких-то особенных словечках и выражениях, в неприятии некоторых общепринятых положений. Стремление выделиться среди сверстников приобретает самые разнообразные формы. Это могут быть чисто внешние формы поведения, стремление проявить свою особость в каких-то свойствах характера, в чертах умонастроения, в излюбленных пристрастиях, в отношении к окружающим.

Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию

,

к тому, чтобы узнать, каков я, к чему способен. Отсюда — саморефлексия, способность замечать и примечать проявления характера, свойств воли, те или иные особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений. Отсюда — рост интереса к самоанализу: как вел себя в таких-то обстоятельствах, общаясь со сверстниками и со взрослыми, как проявил себя в определенной ситуации и т.п.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Интересные материалы:

Значение межличностных отношений в личностном развитии человека
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценн ...

Теория синтогенеза психологических систем
Психологической основой предлагаемой для специальной психологии возрастной периодизации явились положения разрабатываемой нами с 1994 г. синтологической психологии , базирующиеся на законе единого сознания. В результате были обоснованы в ...

Психология влюбленности и любви
Как уже отмечалось ранее, в связи с ростом ценности индивидуальности в социуме в настоящее время возрастает и значимость психологических факторов в институте семьи. Если раньше можно было представить семью с негативными эмоциональными отн ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru