Особенности подросткового развития

Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Особенности подросткового развития

Страница 11

Центральный психологический процесс в самосознании - это формирование личной идентичности,

чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, впрочем во многом иллюзорны и многие юношеские жизненные планы.

Как и подросток, юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что способен. Есть два способа самопознания: один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутыми результатами. Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую примерку. Многие нелогичные, с точки зрения взрослых, поступки объясняются не столько желанием выделиться в глазах других, завоевать популярность, сколько именно потребностью самопроверки своей решительности, отваги, а главное — подтверждения своего бытия. Второй путь самооценки — социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Но они часто расходятся. Поэтому возникает необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий.

Самооценка часто служит средством психологической защиты.

Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые.

Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. В

юности молодой человек принимает сам себя, он учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Самопринятие - важнейший признак становления личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я — лично отвечаю за это!".

Но на пути к этому надо приобрести опыт, совершать ошибки и учиться на них.

Известный голландский психолог и психотерапевт Б. Ливехуд

отмечает, что для того чтобы жить и действовать в обществе, особенно важно, чтобы молодой человек мог рано начать готовиться и упражняться в творчески-социальной сфере, чтобы это новое искусство помогло ему выработать свой собственный взгляд на трудную ситуацию развития. В юности важно, несмотря на ограничение материальными условиями (зависимость от других, от родителей), на ограничение духовными и культурными запретами, создать нечто личное и единственное в своем роде. Свобода в создании собственного положения должна быть открыта и отработана в юности. Жизненная необходимость юности отчетливо проявляется в случаях, когда человек не имеет возможности прожить этот период. Б.Ливехуд анализирует особенности развития молодых людей, которые в период юности включаются в профессиональную жизнь и непосредственно попадают в общество взрослых. В этом случае открытие самого себя осуществляется шокирующим образом и в тот момент, когда собственное Я еще недостаточно стойко созрело, чтобы достойно пережить это испытание. Хотя экономическая независимость наступает здесь рано и вынужденно занимает важное и слишком высоко оцениваемое место, все же духовная несвобода при создании мировоззрения и оценке культурных и социальных ситуаций все еще велика. (52)

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Интересные материалы:

Шизофрения раннего и дошкольного возраста
Данная форма шизофрении чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Наследственная отягощенность у детей, заболевших в этом возрасте, выше, чем в целом у всех больных шизофренией. Злокачественно текущая форма начинается обычно в 1,5-2 г ...

Эмпатия
Понятие эмпатия получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Липпс Т. в 1907 г. издал работу «Знание о чужом «Я'»», в которой склоняется к мысли: у человека имеется род знания, выражающийся в уверенности в том, что в опред ...

Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике
Учебное заведение, в котором я проходила практику называется средняя школа, которая находится в Учреждение обеспечивает получение базового и среднего образования по типовым и индивидуальным программам, здесь работают разнообразные кружки ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru