Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда

Информация » Психотерапевтическая помощь потерпевшему при причинении ему морального вреда » Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда

Страница 1

В психотерапии, как отечественной так и зарубежной, накоплен достаточно большой арсенал средств психологической помощи людям, получившим моральные травмы. Большой багаж в этом плане имеется и у христианской религии.

В данной части работы делается попытка выделения некоторых психотерапевтических формул, заложенных в христианской религии и помогающих облегчить или совсем снять физические и нравственные страдания.

Суть первого положения такого рода заключается в рекомендации прощать обиды. «Одно слово ПРОСТИ с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует». Прощение – важное средство снижения нравственных и физических страданий, так как обиды и гнев – это источники стрессорных реакций, способных истощать организм и постоянно воссоздающих плохое настроение, что мешает в решении других жизненных проблем, просто не дает нормально воспринимать мир и радоваться жизни.

В религиозных источниках содержатся не просто абстрактные формулы, о том, что нужно делать в случае причинения, например, обиды, но и в доходчивой форме объясняется почему это надо делать, то есть задается уверенность на рациональном уровне, что человек поступает правильно. Получая нравственную поддержку, человек становится личностно более сильным, и ему легче преодолеть страдания. Так, необходимость прощать обидчиков обосновывается следующим образом (мы здесь приведем несколько формул): а) «Подвергаясь различным обидам от людей, мы будем радоваться не просто, не бессмысленно, но на том основании, что находим благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему»;

б) « .вспомни перед Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь его, и через это сознание смирись, и прими несправедливое поношение как уже должное»;

в) «Если потерпишь оскорбление, радуйся, ибо, если это несправедливо, то велика тебе награда за это, а если справедливо, то избавишься от наказания» (Св. Нил Синайский).

Показывается, что прощение приносит пользу, благо тому, кто прощает. Это усиливает психотерапевтическое воздействие положений христианского учения.

Следующей ступенью в использовании формулы прощения для человека, уже ставшего морально более сильным, является положение не просто о прощении обиды, которое делает человека эмоционально нейтральным по отношению к своему обидчику, а о формировании к обидчику добрых чувств. В психотерапевтическом смысле это означает, что даже воспоминание об обидах и обидчике будет носить характер положительных эмоций, то есть не вызовет былых страданий: обидчик будет ассоциироваться с хорошим, положительным. Религиозные формулы выглядят в этом случае так: а) «Вопрос: Как отзываться об оскорбляющих и укоряющих? Ответ: Мы должны говорить о них хорошее и хвалить их» конечно, речь идет о похвале к врагам – величайший выкуп наших грехов»; г) «Когда другой худо за хорошие дела; б) « .надо не только прощать, но и молиться за оскорбителя»; в) «Любовь говорит о тебе, то мсти ему одобрением и похвалами»; д) « .ничем, кроме слова или дела доброго со стороны того, на кого раздраженный гневается»; е) «Любящий врага своего угашает силу огненную»; ж) «Люби врага своего . спасешь и его и свою душу»; з) «Любящий врага своего есть чудотворец»; и) «Любящий врага своего укрощает волны морские и претворят бурю в тишину».

Наиболее емко схема перемены отношения к обидчику в лучшую сторону выражена у Святого Феофана Затворника: «В душе искренне примирились с ним и желаете мира в обращении . Ищите случая сделать добро, без ведома его. Узнав о нем после свершения, он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и проходите, не затрагивая его, и только молясь о нем». Здесь через заботу о виновном показан путь уменьшения собственных страданий. А суть заботы – в перевоспитании обидчика, в формировании в нем доброго, за что его можно полюбить. При этом не нужно ждать благодарностей от того, кому сделали добро, учит Святой Феофан Затворник. Это указание в психотерапевтическом смысле помогает не переживать из-за возможных дополнительных негативных переживаний, связанных с общением с причинителем вреда, благо, которое получает потерпевший, более значимо: он, получает признание от Бога. В Нагорной проповеди об этом сказано так: «Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы».

Следующим правилом психотерапевтического толка, которое можно вывести из смысла христианского учения, можно считать следующее: Надо формировать у себя личностные качества, помогающие переносить различные тяготы. К этим качествам относятся: терпение, необидчивость, равнодушное отношение к бедам, к деньгам, которые часто бывают причиной страданий. Можно привести следующие иллюстрации: а) «Надо охотно переносить скорби» (Преподобный Макарий Великий); б) «Неисправимости и немощи их терпеливо сносить»; в) «Нет ничего сильнее кротости: как вода угашает камень, так и слово кроткое утишает душу, горящую гневом паче пещи огненной»; г) «Не нужно печалиться о потере денег»; д) «Если ты на кого обиделся, то знай, что ты горд, любишь себя, кайся в этом и укоряй себя».

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Барьер отрицательных эмоций
Эмоции вообще – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т.п. Эмоции принято делить на п ...

Основные свойства и виды восприятия
Уяснив суть понятия «восприятие» и разобрав его физиологические механизмы, мы приступаем к рассмотрению основных свойств восприятия как познавательного психического процесса. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: пред ...

Особенности отношения к браку
Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития института семьи. Брак и семья - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость эти ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru