Ролевые ожидания и притязания студентов в браке

Информация » Ролевые ожидания и притязания студентов в браке

Для молодых браков характерны первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождение в роли мужа и жены, процесс приобретения жизненного опыта, взросление. Сложности во взаимоотношениях молодых супругов могут быть обусловлены, прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье и способностей организации зачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности.

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявления как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Современное общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль над функционированием брака. Поэтому изучение представлений об иерархии семейных ценностей и согласованности ожиданий и притязаний в жизни супругов сегодня является достаточно актуальным.

В данной работе, тема которой «Ролевые ожидания и ролевые притязания студентов в браке», была поставлена цель: выявить роль ожиданий и притязаний в развитии брачно-семейных отношений. В связи с этим была обозначена гипотеза: для молодоженов характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Объектом исследования выступил уровень развития уже имеющихся представлениях о семейных ценностях., а предметом исследования – ролевые ожидания и ролевые притязания в браке.

Чтобы выполнить поставленную цель был разработан целый ряд задач для более конкретного рассмотрения темы. Первая задача – выявить и уточнить сущность ролевых ожиданий и притязаний, т.е. было дано определение этих понятий и их место в семейных отношениях. Вторая задача - выделить главные и второстепенные мотивы вступления в брачные отношения. Третья задача – охарактеризовать ролевую структуру семьи, т.е. прежде чем вступить в брак оценивается общность интересов, серьезность намерений, уровень развития и глубина уважения и любви друг к другу. Четвертая задача - определить и выявить факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на брак и влияющие на прочность и удовлетворенность браком. Сюда же включено место ожиданий и притязаний в таких сферах как интимно–сексуальная, личностно–идентификационная, хозяйственно–бытовая, родительско-воспитательная, эмоционально – терапевтическая, а так же социальная активность и внешняя привлекательность. Пятая задача – экспериментально проверить, насколько согласованы (или напротив рассогласованы) ожидания и притязания супругов в браке. В ходе проведения исследования была использована методика «Ролевые ожидания и притязания студентов в браке (РОП)», разработанная А.Н. Волковой. Полученные результаты позволяют делать выводы о том, каковы представления супругов о желаемом распределении ролей.

Таким образом, представления супругов о значимости в семейной жизни интимно-сексуальной, личностной общности мужа и жены, родительских обязательств, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытовое обслуживание, моральная и эмоциональная поддержка и внешняя привлекательность партнеров отражают основную функцию семьи и составляют в совокупности шкалу семейных ценностей.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Также работа иллюстрирована таблицами.

Методами исследования является методика, разработанная А.Н. Волковой, которая направлена на выявление соответствия ролевых ожиданий и притязаний в браке.

Интересные материалы:

Возможности развития коммуникативных навыков личности в школьном возрасте
После рассмотрения трудностей общения естественно возникает вопрос о путях и предотвращения и средствах коррекции. Специалисты систематизировали отдельные техники социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге имеет смысл ...

Личность и самосознание
Сущность понятия "личность", как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития ...

Факторы, оказывающие неблагоприятные воздействия на брак
Зачастую, молодые люди вступают в брак, будучи не полностью зрелой личностью. Так у одного из супругов может возникать преувеличение потребности в эмоциональной привязанности. Любовь такой личности не разборчива, не насыщаема и навязчива; ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru