Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

Информация » Семейные взаимоотношения и эмоциональное благополучие личности детей » Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

Страница 3

Последователем А. Адлера был педагог Р.Дрейкурс, который развил и конкретизировал взгляды ученого, внедрил практику консультаций и лекций для родителей. Задачи воспитания родителями своих детей он видел в - уважении уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста; понимании детей, проникновении в их образ мышления, умении разбираться в мотивах и значении их поступков; выработке конструктивных взаимоотношений с ребенком; нахождении собственных приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности. Он способствовал разработке идеи «семейного совета» как одного из средств, которое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме. Цель психологической помощи родителям, по Дрейкусу, - помочь им и детям усвоить как можно больше подходящих типов взаимодействия. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения. Основная задача семейного воспитания – помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Большая заслуга в описании и применении методов адлерианской терапии принадлежит в нашей стране Е.В. Сидоренко. В своих работах она отмечает следующие способы вербального взаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демократических отношений с детьми:

o констатирующие описания;

o воспроизведение действий и слов ребенка;

o воодушевляющие высказывания;

o честные и открытые ответы [35].

В 50-х годах в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное X. Джайноттом, американским детским психотерапевтом, и получившее в литературе название «модель группового психологического консультирования». Его концепция гуманизации воспитания основана на идее развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах.

- во-первых, во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка.

- во-вторых, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений.

- в-третьих, взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации [14].

Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра формирования новых людей, поэтому нужно учиться быть родителями. Ключевые понятия, которыми пользуется автор: семья удачная, успешная и проблемная; сложность семейного взаимодействия; семейная система открытая и закрытая; родитель-лидер и родитель-босс. По мнению В. Сатир, родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка общим способам самостоятельного разрешения проблем. Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка ценнейших интеллектуальных личностных качеств: уникальности, отзывчивости, силы, сексуальности, участия, доброты, реалистичности, ответственности, самостоятельности, рассудительности.

Идеи гуманистически направленной психологии нашли отражение и в отечественной психологии. Основой данного направления у нас явились идеи М.М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. Этот подход к изучению человека используется сейчас Л.А. Петровской, А.У. Харашем, Г.А. Ковалевым, О.Е. Смирновой, А.Ф. Копьевым и другими [35].

Страницы: 1 2 3 

Интересные материалы:

Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
В современной возрастной психологии, практикой образования принято младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет. А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает ...

Особенности подросткового развития
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На ран ...

Классификация конфликтов
Для более успешного руководства конфликтной ситуацией необходимо знать типы и виды конфликтов. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому можно определить конфликт как отсутствие ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru