Особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста

Информация » Игра как средство развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста » Особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста

Страница 1

игра младший школьник словесная память

7 лет — это уже возраст. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а мы, взрослые, должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. У этого явления есть закономерные причины. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применить какой-либо способ для запоминания информации. Однако непосредственная память и опосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся, плоскостях.

Словесная память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса словесной памяти, но и психологический[2,c.47].

Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительными ее чертами является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли[1,c.74].

Воспроизвести зрительный образ - не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдаются искажения. Так, при запоминание ряда слов точнее всего запоминаются начальные и конечные. Кроме того, деталь в рассказе, которая привлекла внимание человека, при пересказе имеет тенденцию передвигаться к его началу. Отношения словесной памяти со зрительной - сложные. С одной стороны, словесная память сама по себе точнее зрительной, с другой - она может влиять на зрительные образы, сохраняющиеся в памяти, усиливая их трансформацию или подавляя их полностью[13,c.123].

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, которые имеют определенную ритмичность, звучность[5,c.129]. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в младшем школьном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

В исследованиях Р. И. Жуковской показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание[7,c.452].

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Выделение критериев оценки креативности в различных теориях
Для оценки уровня креативности ученые выделяют различные критерии. Гилфорд, например, считал, что абсолютно очевидными критериями оценки креативности являются беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. В качестве одного из осно ...

Актуальные проблемы специальной психологии
1. К основным проблемам современной специальной психологии можно отнести продолжающийся рост числа аномальных детей, с изменением структуры отклонений: снижается количество слепых и глухих детей, но непрерывно растет количество интеллекту ...

История психоанализа в России. Краткий обзор судеб его сторонников
С начала 10 и вплоть до 30-х годов психоанализ был одной из важных составляющих русской интеллектуальной жизни. В многоцветной мозаике быстро развивавшейся культуры необычные идеи Зигмунда Фрейда воспринимались быстро и без того ожесточен ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru