Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Информация » Развитие памяти в дошкольном возрасте » Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Страница 2

На протяжении первого года жизни заметно увеличивается латентный период узнавания. Если восьми-, девятимесячный ребенок узнает близкого человека после двух-, трех- недельной разлуки, то ребенок второго года жизни может узнавать знакомое лицо после полутора- и двухмесячного перерыва. На втором году жизни резко увеличивается объем и прочность детской памяти, что связано не только с созреванием нервного аппарата ребенка, но и с освоением ходьбы, которая способствует быстрому обогащению опыта ребенка.

Развитие моторной памяти начинается в середине первого года жизни. Освоение предметных действий сознает благоприятные условия для запоминания выполняемых движений и действий. Те из них, которые получают сильное эмоциональное и деловое подкрепление в виде достигаемого ребенком желаемого результата, быстро упрочиваются. На втором году жизни простые движения схватывания предметов выполняются легко и организованно. Ребенок воспроизводит их по мере надобности в соответствующих условиях.[14]

На третьем году жизни на основе двигательной памяти у ребенка вырабатываются действия. Они составляют основу навыков, формирующих уже в последующие периоды. К таким несформированными еще навыкам относятся, например, движения рук при умывании, действия ложкой во время еды. Зашнуровывание ботинок, застегивание пуговиц, перешагивание через препятствия, бег, прыжки и многие другие.

В дошкольном детстве развивается особенно важный вид памяти – память на слова. Начиная с 6 месяцев, ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которые связываются с определенными предметами, лицами, действиями. В это время еще можно выделить специально словесную память, тогда как в последующие годы она сливается со смысловой. Освоение разговорной речи ведет к быстрому развитию смысловой памяти и памяти на целые словесные цепи, комплексы.

На втором году жизни начавший ходить ребенок узнает много предметов, вещей и, различно действуя с ними, обогащает свои знания об окружающем мире. Так начинают накапливаться первичные представления о вещах, людях, событиях, представления, об удаленности и направлении, о выполняемых движениях. На основе формирующейся обратной афферентации действия с вещами становятся все более точными, согласованными и разнообразными.

Изменяется и сам процесс памяти: она постепенно освобождается от опоры на восприятие. Наряду с узнаванием формируется и воспроизведение, сначала непроизвольное, вызванное вопросом, подсказкой взрослого, сходным предметом или ситуацией, а затем и произвольное. [14, c. 98]

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам. В дошкольном возрасте трех, четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.[15]

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитие как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем лучше они могут это делать. Со временем становятся более разнообразные и гибкие стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок.[16]

В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. Главным видом памяти является образная, ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Элементы произвольного поведения – это главное достижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоци ...

Оценка отдельных феноменов супружеских отношений
На уровне поведения и обыденного сознания супружеские отношения проявляются в таких феноменах, как взаимопонимание, его адекватность, взаимоуважение и эмоциональное приятие, уровень конфликтности, семейно-ролевая согласованность. Как прав ...

Группы школьной дезадаптации
Анализ литературы позволяет выделить несколько групп, к которым относятся дети с различными проявлениями ШД. 1. «Норма» – дети адаптируются в течение первых двух месяцев обучения, относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru