Субъекты конфликта

Информация » Психологические особенности конфликтов » Субъекты конфликта

Страница 2

оппонент 1 ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

оппоненты 2 ранга — отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

оппонент 3 ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

оппоненты 4 ранга — государственные структуры, выступающие от имени закона.

В различных конфликтных ситуациях бывает востребован и различный потенциал участников конфликта. Так, если имеет место физическая борьба, ранг оппонентов будет определяться их мускульной силой, в экономических схватках он будет зависеть от экономического потенциала.

К неосновным участникам конфликта

относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.

В реальной динамике конфликта, грань между основными

и неосновными

участниками, часто оказывается подвижной и относительной. Диалектика состоит в том, что в процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами. Конфликт, возникший на бытовом уровне, между двумя соседями, может, со временем, перерасти в межгрупповой конфликт между этническими общностями, в котором уже мало кто вспомнит о первоначальных субъектах. В свою очередь межгрупповой конфликт может перерасти, в международный, и тогда на авансцену выдвинутся уже другие его субъекты. Например, конфликт, возникший в 90-е годы в Югославии между косовскими албанцами и сербами, в последующем перерос в международный конфликт между Югославией и странами, входящими в НАТО, а также в войну НАТО против Югославии.

Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной(положительной), так и деструктивной

(отрицательной) — они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию. При этом результат вмешательства неосновного участника в конфликт может и не совпадать с его целями. Про такой случай говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад, или современный вариант — «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Среди косвенных участников конфликта следует выделить такие группы, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта конфликта. Они называются группами поддержки

. Наглядным примером таких групп и их роли могут служить различные объединения, организации, движения, СМИ и т.д., поддерживающие того или иного кандидата в депутаты (президенты) в его предвыборной борьбе.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники

: инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).

Инициаторы (зачинщики)

— те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения и даже государства. Это могут быть как основные, так и неосновные участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не участвовать в нем. Человек, затеявший склоку в коллективе, может затем уйти в тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без него.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Понятие романтических отношений в современной психологии
Не только у различных психологических школ, но даже у отдельных исследователей взгляды на понятие романтической любви как психологического явления очень рознятся. Зигмунд Фрейд считал, что любовь – это инстинкт, а вся человеческая жизнь ...

Влияние кинетических параметров на проксемное поведение человека
Различные социальные и культурные кинетические параметры играют в проксемике разные роли. Исследования их влияния на коммуникативное пространство способствует более глубокому проникновению в топрироду коммуникативного акта. В качестве при ...

Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения деятельности
Среди основных методологических положений российской психологической науки важное место занимает положение о взаимосвязи обучения и развития (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк и др.). Среди внутренних условий, через ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru