Направления исследования

Информация » Психология деятельности и способности человека » Направления исследования

Страница 7

Рассмотренные выше аспекты формирования цели присущи не только формированию общей цели деятельности, они с необходимостью представлены и при формировании цели конкретных действий. В рамках системы деятельности отдельные цели организованы в иерархическую систему, системообразующим фактором для которой выступает цель деятельности.

Критерии достижения цели. Завершающим этапом процесса формирования цели является выработка критериев, по которым происходит принятие решения о достижении цели деятельности (критерии достижения цели). Формирующееся представление о нормативной цели-результате вначале выступает в виде определенного «поля допустимых результатов». В процессе выработки цели нормативный результат преобразуется в конкретную цель деятельности субъекта, которую далее будем называть фиксированной. Фиксированной цели соответствует вполне определенный результат; назовем его результатом, соответствующим фиксированной цели.

Фиксированная цель может быть описана вполне определенными количественными и качественными характеристиками по тем параметрам, по которым проводится сравнение результата с нормативной целью. Эти характеристики фиксируются субъектом как эталонные и выступают в роли критериев, по которым осуществляется принятие решения о достижении цели деятельности. Такие критерии вырабатываются не только для деятельности в целом, но и для каждого отдельного действия. Критерии эффективности деятельности, принятые субъектом, входят как основная часть в информационную основу деятельности. В ходе освоения профессии помимо критериев эффективности деятельности формируются критерии предпочтительности того или иного результата (или способа) деятельности. Необходимость выработки подобного рода критериев обусловлена наличием поля допустимых результатов и множества возможных способов деятельности.

Проблема критериев предпочтительности целей, результатов и способов действий (в аспекте принятия решения на сенсорном уровне) в отечественной литературе впервые поставлена КХМ-Забродиным. Глубокой разработки данной проблемы в психологии не проведено.

Формирование представления о компонентном составе деятельности. При психологическом анализе деятельность выступает в форме психологической системы, а ее составляющие - действия реализуются психологическими подсистемами, которые имеют принципиально общую структуру с системой деятельности. Для каждого действия должны быть описаны: цель-результат, критерии достижения цели, информационная основа действия, алгоритмы принятия решения, микрокомпонентный состав. При анализе деятельности обычно выделяют мелкие (молекулярные) и крупные (молярные) единицы поведения. Считается, что деятельность удобнее описывать, используя молярные единицы, но их размеры определяет сам исследователь (психолог). Крупные единицы состоят из мелких и свойства молярных единиц зависят не только от состава молекулярных единиц, но и от способа их соединения в более крупные. Реальное поведение организуется одновременно на нескольких уровнях и может быть адекватно описано иерархически построенной программой. В процессе как формирования цели, так и представления о программе большую роль играют процессы антиципации, которые, отражая структуру деятельности, протекают на различных уровнях.

Формирование представления о способах выполнения действий. При освоении компонентного состава деятельность представляется ученику в статике. При формировании представлений о способах деятельности она рассматривается в динамике. В первом случае ученик усваивает, что ему надо делать, во втором — как делать.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru