История психоанализа в России. Краткий обзор судеб его сторонников

Информация » Проблема научного статуса психоанализа » История психоанализа в России. Краткий обзор судеб его сторонников

Страница 1

С начала 10 и вплоть до 30-х годов психоанализ был одной из важных составляющих русской интеллектуальной жизни. В многоцветной мозаике быстро развивавшейся культуры необычные идеи Зигмунда Фрейда воспринимались быстро и без того ожесточенного сопротивления, которое они встречали на западе. В годы, предшествовавшие, Первой мировой войне, психоанализ был известен в России более, чем во Франции и даже, по некоторым сведениям, в Германии. В России, писал Фрейд в 1912 году, "началась, кажется, подлинная эпидемия психоанализа". [16]

Известная русская "тоска по мировой культуре" находила естественное удовлетворение в те времена, когда О. Мандельштам и Б. Пастернак, В. Иванов и А. Белый, Н. Евреинов и С. Дягитев, И. Ильин и Л. Шестов, Л. Андреас-Саломе и С. Шпильрейн годами жили, учились и работали за границей (уже следующее российское поколение будет лишено этой роскоши уезжать и возвращаться домой). Сегодня трудно даже представить на сколько тесно интеллигенция тех лет была связана с интеллектуальной жизнью Европы, на сколько доступны были для выходцев из российский столиц и столичных местечек лучшие университеты, салоны и клиники Германии и Франции, Австрии и Швейцарии.

Возвращаясь домой, молодые аналитики находили в обществе, с небывалой быстротой освобождавшемся от старых зависимостей, заинтересованную клиентуру. Первые русские психоаналитики занимали престижные позиции в медицинском мире, были тесно связаны с литературными и политическими кругами, имели свой журнал, университетскую клинику, санаторий и шли к институциализации психоанализа по лучшим европейским образцам. Среди их пациентов были и выдающиеся деятели "серебряного века". Психоанализ, который в 10-е годы проходил Эмилий Метнер и Иван Ильин, был одной из подспудных причин раскола в символизме, повлиявшего на судьбу и творчество его лидеров. Под влиянием многочисленных переводов Фрейда в языке русских интеллектуалов, от В. Иванова до К. Станиславского, распространяется слово "подсознание" (специфическое для психоанализа в отличие от более старого слова "бессознательное").

История психоанализа полна удивительными выходцами из России, которые стали выдающимися фигурами психоаналитического движения. Блестящая и космополитическая Лу Андерс-Саломе, психоаналитик и близкий друг Фрейда, была одной из самых ярких звезд общеевропейской культуры модерна и сохраняла при этом в своем творчестве отчетливые влияния русской филисофии. Макс Эйтингон, ближайший ученик Фрейда, в течении многих лет возглавлял Международную Психоаналитическую ассоциацию, финансируя ее мероприятия деньгами, которые контролировались правительством большевиков. Сабина Шпильрейн, самая романтическая фигура в истории психоанализа, вернулась в 1923 году в Россию, чтобы внести вклад в строительство утопии, и прожила вторую половину своей жизни в нищете, одиночестве и страхе…

Эти и другие выходцы их России, сохранившие разнообразные связи со своей страной и нередко в нее возвращавшиеся, составляли нужную часть окружения Фрейда и его первых учеников. Аналитики Вены, Цюриха и Берлина годами вели богатых русских пациентов. Как и в других европейских странах, в России в 10-20-е годы начала формироваться собственная психоаналитическая традиция. Николай Осипов, Моисей Вульф, Татьяна Розенталь, Михаил Асатиани, Леонид Дрознес были психоаналитиками, которые обучались или консультировались у самого Фрейда, Юнга или Абрахама; все они вернулись в Россию до революции, чтобы начать активную работу в качестве практиков и популяризаторов психоанализа.

Дальнейшая их судьба была различной. Розенталь покончил с собой в 1921 году. Асатиани отказался от психоанализа, и имя его носит Институт психиатрии в Тбилиси. Осипов и Вульф вновь, и навсегда, уехали на Запад в 20-х. Вульф вместе с Эйтингоном положил начало психоанализу в Израиле. В Праге Осипов со своим учеником Федором Досужковым основал местное психоаналитическое движение, так что и сейчас психоанализ в Чехословакии ведет преемственность от русских аналитиков. В самой России следующее поколение психоаналитиков, которое на Западе вошло в силу в конце 20-х годов, реализоваться не сумело.

Фрейд внимательно, сначала с надеждой, потом со страхом и, наконец, отчаянием и отвращением следил за развитием событий в Советской России. Он, впрочем, стремился опровергнуть легко возникающее впечатление, что его "Будущее одной иллюзии", как и другие социологические работы 20-х годов, вызваны к жизни советским опытом: "Я не собираюсь проводить оценку того огромного культурного эксперимента, который в настоящее время совершается на обширных пространствах между Европой и Азией", - писал Фрейд в 1927 году. Но уже через три года он признавался С. Цвейгу, что происходящее на этих пространствах заботит его как личная проблема: "Советский эксперимент… лишил нас надежды и иллюзии, не дав ничего взамен. Все мы движемся к тяжелым временам… Я сожалею о своих семи внуках". Среди тех, с кем Фрейд обсуждал русские проблемы на протяжении десятилетий, был его пациент и соавтор Уильям Буллит, первый Посол США в СССР. Он оставил свой характерный след в "Мастере и Маргарите"№ и, неожиданные взаимопересечения судеб Фрейда, Буллита и Михаила Булгакова позволяют по-новому прочесть этот роман.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности
Период беременности является важным этапом психологической адаптации женщины к материнской роли, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства при ...

Кросс-культурные особенности делового общения
Зная общие принципы подготовки, организации и проведения переговоров, подведение их итогов и закрепление последних в определенных документах, необходимо также иметь в виду, что у представителей различных стран сложились свои особенности и ...

Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст делят на подпериоды: младший дошкольный возраст (3-4); средний дошкольный возраст (4-5); старший дошкольный возраст (5-7). Рамки семьи в дошкольном возрасте раздвигаются до пределов улицы и города. Ребенок открывает мир ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru