Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту

Информация » Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту » Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту

Страница 3

В научной литературе под направленностью обычно понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. При этом все формы направленности личности формируются на основе мотивов ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности.

Влечение

— это наиболее примитивная биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является переходящим явлением, поскольку представленная в ней потребность или угасает, или осознается, превращаясь в конкретное желание.

Желание

— это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием уже не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности — стремление

. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко направленность личности характеризуют ее интересы. Интерес

— это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимания к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а, напротив, порождает новые интересы.

Личностные интересы имеют существенное значение в жизни воина. Они являются наиболее существенными стимулами расширения кругозора, приобретения военных и политических знаний, повышают познавательную активность воина, вызывают стремление овладеть военным делом, служат одним из важнейших условий творческого отношения к военной специальности.

Интересы военнослужащих весьма разнообразны, их можно классифицировать по ряду признаков. Например, при классификации интересов по содержанию, объектам, предметам или сферам деятельности обычно выделяют общественные, военно-профессиональные и бытовые интересы. По объему (широте) интересы могут быть широкими и узкими. По степени устойчивости различают устойчивые и неустойчивые интересы. Из военнослужащих с устойчивыми военно-профессиональными интересами легче подготовить классных специалистов, мастеров своего дела, чем из людей с противоположными интересами, которые требуют к себе большего внимания воспитателей. [ ]

Действенность интересов у военнослужащих также весьма различна. У одних образовавшиеся интересы проявляются слабо и быстро исчезают, у других же они обладают большой побудительной силой. Поэтому офицеру необходимо различать стадии развития интереса у конкретного военнослужащего — от временного, эпизодического состояния данного свойства как ситуативного мотива до военно-профессионального интереса как устойчивого побуждения, определяющего военно-профессиональную направленность военнослужащего.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность.Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность- это направленность, побуждающая индивида заниматься определенной деятельностью. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному ее виду.

Следующая форма проявления направленности личности — идеал

. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения, т. е. системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Интересные материалы:

Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Известно, что дошкольное детство опр ...

Эволюционно-историческая концепция личности
Как известно, содержание понятия «личность» в современной психологии не является устоявшимся. И если в зарубежной психологической науке такое положение обусловлено перенасыщенностью рынка научных идей и множеством различных подходов, то в ...

Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием
Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе формирования личности ребенка, опираются на механизмы развития нервной системы и психики. При этом под нервно-психическим развитием понимается непрерывный процесс поэтапного изменения морфо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru