Рекомендации по оптимизации памяти в различных видах деятельности

Информация » Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности » Рекомендации по оптимизации памяти в различных видах деятельности

Страница 3

2. Каждое предложение кодируется идущими под ряд двумя-тремя-четырьмя словами (примерно од ной третью всех слов), находящимися как в начале, так и в середине или в конце (для разных предложений по-разному); при этом не указываются ни количество, ни длина отсутствующих слов (но отмечается, из какой части предложения взяты слова-подсказки). Приведем примеры таких кодировок для рассмотренных ранее предложений: "С Машей я познакомилась .", "С Машей я . -, " . познакомилась в очереди .", " . очереди к детскому стоматологу", " . друга сразу же .", " .же напиши ответ".

3. Каждое предложение кодируется только первым и последним словами, отсутствующая середина отмечается многоточием (исключение: если первое слово - вспомогательная часть речи, например, пред лог, частица или союз, то указывается и следующее за ним второе слово). Примеры такой кодировки: "С Машей . стоматологу", "Получив .ответ", "Юным . удача", "За огородом . сарая".

4. Каждое предложение кодируется только подлежащим и сказуемым с указанием многоточиями их местоположения в предложении (заметим, что иногда эти члены предложения могут выражаться и двумя-тремя словами). Примеры:" . я познакомилась .", " .напиши .", " . не улыбалась удача", " . виднелось два . сарая".

5. Каждое предложение кодируется двумя-тремя словами, которые приводятся в своей начальной грамматической форме (для существительных, прилагательных, местоимений и др. - именительный падеж единственного числа мужского рода; для глаголов - неопределенная форма и т.д.); отсутствующие слова не отмечаются никак; последовательность указываемых в кодировке слов может не совпадать с их последовательностью в предложении. Например: "познакомиться, стоматолог" ("Маша, очередь"); "ответ, письмо" ("друг, сразу"; "получить, написать"); "мошенники, улыбаться" ("юный, улыбаться"; "удача, улыбаться"); "сарай, огород" ("виднеться, два"; "ого род, маленький").

6. Содержание каждого предложения заменяется высказыванием с широким употреблением неопределенных слов типа: некто, нечто, что-то сделал, что-то собирался сделать, что-то не получалось, где-то, в не котором месте, в некоторое время, некая шутка, кое- что; а также: нечто маленькое, нечто крупное, что-то неприятное, некий человек, некое животное, некое здание и т.п. Приведем примеры такой кодировки рассмотренных выше предложений: "Некто с кем-то кое-где познакомился", "Если нечто от кого-то получил, то надо кое-что сделать", "В определенном месте виднелось два неких строения".

Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение. При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст. Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

Большую роль запоминаний воспроизведении играют повторения. Их продуктивность в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. В этой связи особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается.

Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть[7].

Секреты эффективного запоминания.

1. "Нейтральное" восприятие материала - очень внимательное слушание информации без каких-либо ее оценок - положительных или отрицательных, а также без каких-либо посторонних мыслей; простое вслушивание и "выдумывание" в нее на основе установления логических связей между отдельными предложениями;

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Основные требования к качествам руководителя
Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе. Для успешного управления трудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств, ...

Психологические причины
Формирование личностных качеств несовершеннолетних происходит не только под воздействием внешних факторов (семья, родственники, друзья, одноклассники и др.), но так же зависит от внутренних. К ним можно отнести темперамент, эмоциональное ...

Голос
По человеческому голосу мы не только узнаём и распознаём человека в толпе или на большом расстоянии, когда не можем человека увидеть или разглядеть. Благодаря человеческому голосу в нашем сознании возникает образ конкретного человека или ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru