Рекомендации по оптимизации памяти в различных видах деятельности

Информация » Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности » Рекомендации по оптимизации памяти в различных видах деятельности

Страница 2

Далее (и это, пожалуй, один из наиболее важных моментов в тренинге!) ребенок еще раз просматривает лист с внешними опорами и вслух рассказывает (объясняет, аргументирует), почему каждая из этих опор помогает вспомнить нужное слово (т.е. что именно в ней содержится информация, связанная со словами и как именно ее надо использовать для вспоминания нужного слова), при необходимости ведущий задает вопросы, предлагает подсказки и т.п. Особо отметим, что такое рассказывание имеет смысл и необходимо даже и в том случае, если ребенок с первого раза быстро и правильно воспроизвел все слова. Такое проговаривание поиска, установления и использования смысловых связей, переводит их из ранга смутно осознаваемых операций (в которых смысловые связи учитываются далеко не полностью и о содержании которых ребенок знает лишь приблизительно) в ранг широко развернутых и отчетливо осознаваемых действий с максимальной представленностью в них всех смысловых связей [12].

Перечислим основные виды вспомогательных внешних опор, по которым совершается воспроизведение слов и которые стимулируют процессы смыслового анализа; их следует предъявлять в указанном порядке.

1.Каждое слово изображается простым схематическим рисунком - пиктограммой. Слова для этого подбираются вначале исключительно конкретного содержания (тема: собака, кастрюля, река), затем по степенно вводятся и абстрактные (тема: радость, уныние, тишина). При этом подсказки поначалу даются такие, которые по смыслу довольно тесно связаны с некоторыми словами (например, собака - собачья будка или ошейник, кастрюля - сковородка или половник, река - удочка или камыши), затем их смысловая связь становится все более отдаленной (собака - овца, кастрюля - стол, река - лужа).

2.Каждому слову соответствуют близкие ему по смыслу слова, иногда синонимы, например: радость - счастье, музыка - мелодия, кино - фильм, вертолет - самолет, шпага - меч.

3.Каждому слову соответствуют слова, находящиеся с ним в тесной ассоциации и обозначающие либо его характерную часть, либо неотъемлемый признак, либо просто близкие по смыслу понятия, например: собака - кошка, ухо - глаз, рука - палец, оркестр - барабан.

4.Каждому слову соответствует более общее, широкое по смыслу понятие, например: тюльпан - цветок, скумбрия - рыба, косынка - головной убор, или, наоборот, с более широким понятием связана слово- опора с более узким смыслом (эти же примеры, но в обратном порядке).

5.Комбинация вариантов № 2-4: одно слово кодируется по типу № 2, другое - по типу № 4 и т.д. в произвольном порядке. Включаются также и иные темы опор, например, антонимы (друг - врач, вечер - утро), эмоциональные характеристики понятий (победа - радость, тюрьма - печаль) и др.

6.Каждое слово кодируется несколькими входящими в него буквами (примерно одной третью), с указанием их местоположения в слове; это могут быть буквы как идущие подряд, так и разделенные промежутками, как из начала слова, так и из его сере дины или конца; как согласные, так и гласные, как редкие, так и широко распространенные. Примеры:

директор > дир…., рек , тор , д .р .т ., .и .е .о;

оркестр > орк…,….стр, .р .е .р, .рк .ст .;

боцман >бо….,….цм ., .о .ан.

7.Аналогично предыдущему, только каждое слово кодируется строго первой и последней буквами, на пример: директор > д р, кирпич > к ч, тишина > т а. При этом поначалу следует избегать размещения внутри одной серии слов с одинаковыми начальными и конечными буквами (директор - дирижер; кирпич - клич, тишина - трясина - тайна - тусовка), на последующих же этапах выполнения упражнения такие пары (или тройки, четверки) слов вводить на до, требуя от ребенка, чтобы он воспроизводил каждое их этих слов строго на своем месте в ряду.

8.Комбинация вариантов № 6 и № 7 (одно слово - но типу № б, другое - по типу № 7 в произвольном по рядке), а также и иные типы кодирования, например, по повторяющимся гласным (караван > а а а , серебро > е е ), согласным (саксофон - с с . окрошка ’ .к .к ., сдвоенным буквам (перрон > .pp .) и т. п.

Упражнения с рядами предложений

Материал для занятий - ряды несложных в смысловом и структурном отношении предложений, которые между собой по смыслу не связаны или связаны мало. Количество предложений в одной серии - от 6 ло примерно 30. Правила подбора, предъявления и воспроизведения предложений - сходны с описанными выше для рядов слов. Требуется дословное (или почти дословное) воспроизведение предложений в той же последовательности.

Перечислим основные виды вспомогательных внешних опор для воспроизведения предложений.

1. Каждое предложение кодируется 1-2-3 ключевыми словами и указанием приблизительной длины остальных слов в том же порядке, в котором они бы ли в исходном предложении; длина слова изображается длиной заменяющего его отрезка. Приведем примеры такого кодирования: предложение "С Машей я познакомилась в очереди к детскому стоматологу" > "-- --------- -- познакомилась -- ---------- ----- стоматологу"; "Получив от друга письмо, сразу же напиши ответ" > "------------- ---- ----------- письмо, ответ"; "Юным мошенникам никак не улыбалась удача" > "---------- мошенникам ----------- -- улыбалась -----------"; "За огородом виднелось два маленьких сарая" > "_ огородом ---------- два------------ ------ ".

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Эмоциональная напряженность
Эмоционально насыщенные и подчас психотравмирующие ситуации, возникающие в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности, способны вызвать как состояние положительного боевого возбуждения, "боевой готовности", моби ...

Особенности ведения переговоров с партнерами из Америки
Американцы характеризуются крайней прагматичностью. Они достаточно сильны, чтобы обладать уверенной позицией на переговорах. Они не делают ничего, что не приносит им выгоды, не склонны делать "лишнюю" работу. Торг с американцам ...

Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания
Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами [48, с.28]. М ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru