Память: сущность, процессы, виды, функции

Информация » Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности » Память: сущность, процессы, виды, функции

Страница 3

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано" что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста [35].

Основные процессы памяти.

Запоминание - один из главных процессов памяти. Основанием его является создание и закрепление временных нервных связей. Чем сложнее материал, тем более сложны те временные связи, которые участвуют в запоминании.

Запоминание, как и другие психические процессы, бывает непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность объектов. Всё, что эмоционально сильно на нас влияет, запоминается независимо от нашего намерения запомнить.

Непроизвольному запоминанию способствует также наличие интереса. Все интересное запоминается значительно легче и удерживается в нашем сознании более продолжительное время, чем неинтересное. Непроизвольные формы запоминания имеют место в тех случаях, когда любое явление возникает по контрасту на общем фоне.

Предметы, похожие на известные нам, непроизвольно запоминаются легче. Непроизвольное запоминание имеет большое значение в жизни человека. Оно способствует обогащению его жизненного опыта. Большую роль непроизвольное запоминание играет и в учебной деятельности.

Произвольное запоминание отличается от непроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характеров нем используются специальные способы и приемы запоминания.

Условиями успешного запоминания являются:

1) многократное, разумно организованное и систематическое повторение, а не механическое, которое определяется только количеством повторов;

2) разделение материала на части, выделение в нем смысловых единиц;

3) понимание и т.п.

В зависимости от меры-понимания запоминаемого материала произвольное запоминание бывает механическим и смысловым (логичным).

Механическим является такое запоминание, которое осуществляется без понимания сути. Оно приводит к формальному усвоению знаний.

Смысловое (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе действия с ним, поскольку, только действуя с материалом, мы запоминаем его.

Условия успеха произвольного запоминания - действенный характер освоения знаний, интерес к материалу, установка на запоминание и т.п [35].

Воспроизведение и его виды.

Воспроизведение - один из основных процессов памяти. Оно является показателем прочности запоминания и вместе с тем последствием этого процесса. Воспроизведение является активизацией ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Простейшая форма воспроизведения - узнавание. Узнавание представляет собой воспроизведение, которое возникает при повторном восприятии объектов. Узнавание бывает полным и неполным.

При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предыдущего ознакомления с ним. Полное узнавание имеет место, например, при встрече хорошо знакомого человека, или когда мы идем по хорошо знакомой улице и т.п.

Неполное узнавание характеризуется неопределенностью, трудностями соотнесения предмета, который воспринимается, с тем, что уже имело место в предыдущем опыте. Так, услышав мелодию, человек может переживать чувство знакомого, однако будет неспособен отождествить ее с конкретным музыкальным произведением.

Сложной формой воспроизведения является воспоминание. Особенность воспоминания состоит в том, что оно происходит без повторного восприятия того, что воссоздается.

Воспоминание может быть произвольным, когда оно обусловлено актуальной потребностью воспроизвести необходимую информацию. Например, воспоминание правила при написании слова или предложения, когда нужно ответить на вопрос. Или непроизвольным, когда образ или сведения всплывают в сознании без осознанного намерения.

Такое явление называется персеверацией. Под персеверацией понимают представление, имеющее навязчивый характер. Появляются образные персеверации после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или же когда имеет место сильное эмоциональное влияние на человека.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1]. Младенец не знает, где кончает ...

Психологические свойства толпы
Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах: 1 Когнитивной 2 Эмоционально-волевой 3 Темпераментальной 4 Мораль ...

Социальный стереотип как психологическое явление
Впервые термин "стереотип" был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru