Понятие «школьная дезадаптация»

Информация » Исследование психологических особенностей личности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации » Понятие «школьная дезадаптация»

Понятие «школьная дезадаптация» (далее мы будем пользоваться сокращением ШД) сегодня достаточно широко употребляется в отечественной психолого-педагогической литературе. Но в качестве научного понятия ШД пока не имеет однозначного толкования. Некоторые авторы объясняют это тем, что в педагогике советского периода серьезность и масштаб этого явления долгое время в достаточной степени не замечались и не осознавались в качестве серьезной социально-педагогической проблемы. Считалось, что школа может быть носителем исключительно положительного и гуманного влияния на ребенка. А такие явления как неуспеваемость, трудновоспитуемость, деструктивное поведение, противоправные действия школьников объяснялись в первую очередь с позиций индивидуальной недостаточности, нарушений развития, имеющихся у ребенка, с позиции болезни [13, с.111]. Сегодня утверждается иная позиция, согласно которой не ребенок должен приспосабливаться к школе, а школа к ребенку, сторонники этой позиции считают, что ШД как педагогическое явление напрямую связана с несовершенством, грубыми просчетами в системе школьного образования.

Понятие ШД используется также для описания различных трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим явлением связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками, нарушения поведения и т.д.

Г. Кумарина рассматривает понятие «социально-психологическая дезадаптация», которое является более широким по своему объему, чем понятие ШД. Оно характеризует круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (физическое или социальное сиротство, потеря одного или обоих родителей, развод или конфликты в семье, изменение места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь и т.д.). К школьной же дезадаптации, по её мнению, относятся только те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием школы, школьных воздействий или спровоцированы учебной деятельностью, учебными неуспехами. Т.е. ШД это нарушение равновесия, гармоничных отношений между ребенком и школой, при котором страдает ребенок [13, с.113].

Р.В. Овчарова даёт следующее определение школьной дезадаптаци: «это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии» [19, с. 193].

По мнению Н.М. Иовчук, ШД представляет собой невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Кроме того, наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, соответствующей его способностям, или его пребывания в школе, согласующегося с принятыми дисциплинарными нормами [7].

Ряд авторов определяют ШД как некоторую совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо - и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, а в крайних случаях невозможным [8, с.3].

Как уже говорилось выше, практически все дети с началом школьного обучения испытывают трудности при адаптации к новым условиям. Они напряжены психологически. Это обусловлено ощущением неопределенности, связанным с совершенно новой жизнью в школе, что вызывает тревогу и дискомфорт. Они также напряжены физически, т.к. режим учебных занятий требует от них усидчивости, терпения, сосредоточенности внимания. Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению как физическому, так и психическому. А утомление, как известно, ведет к снижению работоспособности. Наступает безразличие или активное нежелание продолжать ходить в школу. Это так называемая временная «нормальная» дезадаптация [5, с.36], которая связана с прохождением ребенком определенных возрастных периодов школьного детства. Период адаптации к новым условиям может длиться довольно долго (от месяца до года), и временную дезадаптацию первоклассника можно рассматривать как нормальную ситуацию развития, т.е. как специфическую и закономерную проблемную ситуацию, которая в случае благополучного разрешения способствует личностному росту ребенка и его успешной школьной адаптации. Аналогичные проблемные ситуации и периоды временной «нормальной» дезадаптации возникают и при переходе ребенка в среднюю школу. Но, однако, от временной дезадаптации следует отличать истинную дезадаптацию школьника, которая приобретает уже достаточно глубокие формы и серьезные последствия.

Интересные материалы:

Общая характеристика экстремальных условий труда и обитания
Под психическим состоянием понимается целостная характеристика психической деятельности в определенный период. В настоящее время существует несколько подходов к классификации психических состояний. Н. Д. Левитов распространяет на психиче ...

Субъекты конфликта
Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Это могут быть - отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств Они образуют стержень конфликта. При выходе из против ...

История гипноза
Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного суровый холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru