Принцип прегнантности

Информация » Формообразование. Фигура и фон. Фигурное последействие » Принцип прегнантности

Страница 4

Когда-то Коффка предложил феноменологическую формулировку главного вопроса психологии восприятия: «Почему мы воспринимаем вещи такими, какими мы их воспринимаем?». Вместо этого Гибсон в последние годы жизни спрашивал: «Почему мы воспринимаем вещи такими, какие они есть?», вполне серьезно отвечая: «Потому что они такие, какие они есть». В этом ответе на то, как осуществляется восприятие, суть экологического подхода Гибсона.

Экологический подход подчеркнул, что структура процессов психического отражения не может быть полностью произвольна, как это, вне всякого сомнения, имеет место в пропозициональных синтаксических и семантических теориях. Чувственный образ обеспечивает субъекта информацией о реальном положении дел в мире и правильно отражает релевантные аспекты ситуации.

Фигурное последействие (В.Келлер, Х.Уоллах)

Келлер и Уоллах провели следующий эксперимент: на рисунке А были размещены три квадрата, а между ними крест. На рисунке Б разместили 4 квадрата, а между ними крест. Было необходимо неподвижно фиксировать крест взором на рисунке А в течение 60 секунд. Затем необходимо было быстро перевести взгляд на крест на рисунке Б и, удерживая фиксацию, рассмотреть положение изображённых на рисунке Б квадратов.

Могло показаться, что расстояние между двумя левыми квадратами больше, чем между двумя правыми квадратами. В действительности расстояния равны. Искажение восприятия рисунка Б вызвано предшествующим рисунка А.

На основе многих подобных экспериментов В. Келлер и Х. Уоллах предположили, что такие искажения могут быть описаны как эффекты смещения, вызванные «Насыщением». Когда на данную область сетчатки нашего глаза действуют в течение некоторого времени фигура, то возникает нечто вроде «насыщения». Это «насыщение» влияет на новые фигуры, попадающие в эту область восприятия, выталкивая эти новые фигуры из области восприятия. Искажение восприятия квадратов на рисунке Б может быть понято как результат смещённого действия ранее воспринимавшихся квадратов на рисунке А.

Рисунок В схематически изображает это предполагаемое воздействие: два левых квадрата раздвигаются в стороны, два правых сдвигаются по направлению друг к другу.

Страницы: 1 2 3 4 

Интересные материалы:

Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
В современной возрастной психологии, практикой образования принято младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет. А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает ...

Задача научения ритуалу ухаживания
Период ухаживания для молодых людей в современном обществе длится довольно долго. Обучение ухаживанию начинается, как правило, в подростковых группах. Взаимодействие с лицами противоположного пола в смешанной компании воспринимается как б ...

Понятие созависимости
Зависимость от психоактивных веществ как заболевание достаточно хорошо изучена в науке Большинство специалистов - исследователей и практиков - пришли к заключению, что зависимость от психоактивных веществ - это системная дисфункция, котор ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru