Психодиагностика

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психодиагностика

Возможность эффективной коррекции нарушений психического развития определяется их ранней диагностикой. Психодиагностика- область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика позволяет определить механизмы развития аномальных детей, необходимые условия специального обучения, степень отставания от нормы, уровень познавательной деятельности и др.

Современная психодиагностика в специальной психологии направлена на наиболее раннее выявление отклонений (в возрасте до года), на своевременное начало компенсаторного развития, эффективную социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. Психодиагностика занимается также разработкой и апробацией новых методик, определением требований к их инструкциям, выработкой правил поведения при обследовании, способов обработки и интерпретации полученных результатов.

К психодиагностическим методикам

относятся: тесты (1), для определения особенностей интеллекта, социальных способностей, свойств личности; опросники и анкеты (2) для выявления интересов, склонностей, ориентации личности; (3)проективные методики (для диагностики установок, отношений, предпочтений); (4) психофизиологические методики для диагностики свойств ВНД, динамических особенностей психики (работоспособность, переключаемость внимания, темп деятельности); малоформализованные методики (5) – методы наблюдения, беседы. Психодиагностические методики должны быть стандартизированы, надежны и валидны.

Задачи психодиагностики:

1-поиск причин возникновения конкретных психологических проблем у ребенка (этиологический диагноз);

2-определение наличия определенного психологического признака, позволяющего сравнить индивидуальные особенности испытуемого с нормой (симптоматический диагноз);

3-позволяет найти совокупность психологических симптомов, определить ведущий синдром и выявить тип отклонений в развитии (синдромологический диагноз);

4-дает возможность изучить механизмы развития психического отклонения (патогенетический диагноз);

5-психодиагностика также решает частные вопросы специальной психологии (определение готовности ребенка к обучению в школе, выяснение причин неуспеваемости, нарушений в эмоционально-личностной, поведенческой сферах, сложности в отношениях с родными и сверстниками, навязчивые страхи, переживания и т. д.)

На основе данных психодиагностики проводится психологическая консультация

для уточнения имеющихся проблем, определения запроса к психологу, разработки общей тактики психологической работы с ребенком, оказание ему помощи со стороны родителей или учителей.

Интересные материалы:

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией
Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова (1993) в результате исследований, выполненных, в частности, с использованием методики "Цветовых выборов" М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников I ...

Профессионально-квалификационная мобильность кадров
Профессионально-квалификационная мобильность кадров - процесс перемещения работников между профессиональными и квалификационными группами в результате приобретения производственного опыта, практических знаний и навыков. Квалификация - ст ...

Патохарактерологическое развитие глухих детей
Выделяют три группы патохарактерологического развития глухих детей (В.Ф. Матфеев, 1987). А - личности с повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью (40%). Отмечается двигательное беспокойство, раздражительность, повышенная о ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru