Психодиагностика

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психодиагностика

Возможность эффективной коррекции нарушений психического развития определяется их ранней диагностикой. Психодиагностика- область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика позволяет определить механизмы развития аномальных детей, необходимые условия специального обучения, степень отставания от нормы, уровень познавательной деятельности и др.

Современная психодиагностика в специальной психологии направлена на наиболее раннее выявление отклонений (в возрасте до года), на своевременное начало компенсаторного развития, эффективную социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. Психодиагностика занимается также разработкой и апробацией новых методик, определением требований к их инструкциям, выработкой правил поведения при обследовании, способов обработки и интерпретации полученных результатов.

К психодиагностическим методикам

относятся: тесты (1), для определения особенностей интеллекта, социальных способностей, свойств личности; опросники и анкеты (2) для выявления интересов, склонностей, ориентации личности; (3)проективные методики (для диагностики установок, отношений, предпочтений); (4) психофизиологические методики для диагностики свойств ВНД, динамических особенностей психики (работоспособность, переключаемость внимания, темп деятельности); малоформализованные методики (5) – методы наблюдения, беседы. Психодиагностические методики должны быть стандартизированы, надежны и валидны.

Задачи психодиагностики:

1-поиск причин возникновения конкретных психологических проблем у ребенка (этиологический диагноз);

2-определение наличия определенного психологического признака, позволяющего сравнить индивидуальные особенности испытуемого с нормой (симптоматический диагноз);

3-позволяет найти совокупность психологических симптомов, определить ведущий синдром и выявить тип отклонений в развитии (синдромологический диагноз);

4-дает возможность изучить механизмы развития психического отклонения (патогенетический диагноз);

5-психодиагностика также решает частные вопросы специальной психологии (определение готовности ребенка к обучению в школе, выяснение причин неуспеваемости, нарушений в эмоционально-личностной, поведенческой сферах, сложности в отношениях с родными и сверстниками, навязчивые страхи, переживания и т. д.)

На основе данных психодиагностики проводится психологическая консультация

для уточнения имеющихся проблем, определения запроса к психологу, разработки общей тактики психологической работы с ребенком, оказание ему помощи со стороны родителей или учителей.

Интересные материалы:

Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоци ...

Закономерности восприятия музыкальных звуков
Восприятие – это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. [6] В отечественной психологии процесс восприятия рас ...

Профессиональная идентичность и ее место в структуре социальной идентичности
В современной психологической литературе мы обнаружили разнообразие точек зрения относительно того, что подразумевается под видами идентичности, и какие критерии могут быть положены в основу их классификации. Как известно, понятие вида о ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru