Психологическая характеристика подросткового возраста

Информация » Характеристика степени выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей » Психологическая характеристика подросткового возраста

Страница 2

В развитии личности неотъемлемую роль начинает играть такая особая форма самосознания, как чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком [5, с. 145].

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или ему нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен ребенок – признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками [19, с. 93].

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что подросток забывает об учебе и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся более всего. В подростковых объединениях, в зависимости от общего уровня развития и воспитания, стихийно формируются свои «кодексы чести». Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы [19].

В переходный период происходят кардинальные изменения в мотивационной сфере подростка. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планом будущей жизни. Самоопределение основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии [16].

Страницы: 1 2 

Интересные материалы:

Как проводится психоанализ
Психоанализ. Это первый из современных психотерапевтических методов. Пережив период огромного успеха на обоих континентах, психоанализ в настоящее время прочно утвердился только в Европе, особенно во Франции. В Северной Америке его мало-п ...

Современная типология детей с девиацией
1) Дети с отставанием в развитии (5-12%). Этот тип осложненных девиаций обусловлен выраженной стойкой медицинской патологией; то, что можно обозначить как патологическое развитие вследствие болезни). К этой тяжелой форме девиации можно от ...

Воспитание и обучение аномальных детей
Воспитание аномального ребенка – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования его личности, всестороннего развития, приспособления к детскому коллективу, интеграции в обществе, компенсации его д ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru