Методики психодиагностики межличностных супружеских отношений

Информация » Специализированные психологические методики диагностики внутрисемейных отношений » Методики психодиагностики межличностных супружеских отношений

Страница 3

К сожалению, как отмечают авторы программы, имеющийся материал не позволяет разработать какой-либо инструмент для анализа брака применительно к стадии развития. Поэтому выявление типичных проблем возможно в ходе свободной беседы.

5. Оценка уровня благополучия отношений

.

Для диагностических целей полезна интегральная оценка уровня благополучия супружества, позволяющая судить о тяжести нарушения отношений. Для этих целей используется на выбор три шкалы: ДОО (дифференциальная оценка отношений), шкала Берджеса, субъективная шкала удовлетворенности браком. Каждая из шкал позволяет оценить отношения в континууме «благополучные — неблагополучные» в количественном выражении.

Шкала ДОО разработана А. Н. Волковой по образцу семантических дифференциалов. Она содержит ряд полярных определений типа: «теплые — холодные», «прочные — хрупкие» и т. п. Обследуемому предлагается оценить отношения, выбирая оценку между этими полюсами. Суммирование баллов позволяет получить общую оценку благополучия отношений в непрерывной шкале от 0 до 90 баллов.

Шкала Берджеса содержит два раздела: часть первая (36 вопросов) оценивает значимые аспекты супружеских отношений (чувства, понимание друг друга, отношения с родными, ценности и пр.), часть вторая представляет собой шкалу для оценки имеющихся личностных недостатков супруга. Шкала названа автором шкалой приспособленности в браке. По ней можно получить от менее чем 579 до 720 и более баллов. Автор выделил девять уровней приспособленности: крайне неприспособлен несомненно неприспособлен; неприспособлен; пожалуй, неприспособлен; трудно сказать что-либо определенное; более или менее приспособлен; приспособлен; несомненно приспособлен; чрезвычайно хорошо приспособлен. Каждому из уровней соответствуют заданные интервалы набранных баллов.

Шкала субъективной удовлетворенности браком разработана Т. М. Трапезниковой. Она содержит пять пунктов, подлежащих оценке в десятибалльной шкале каждый: прочность брака; субъективное ощущение счастья; исполнение ожиданий социальных групп; полное развитие личности супругов; достижение семейной интеграции.

Главное достоинство указанных шкал — получение количественных оценок. Шкалы также позволяют выделить наиболее проблемные пункты отношений, качественно проанализировать ответы на отдельные вопросы. Они просты в использовании, не занимают много времени, понятны опрашиваемым.

Указанные шкалы требуют искренности ответов, поэтому их можно предъявлять после установления доверительных отношений с клиентом. Шкалы предлагаются каждому супругу в отдельности, затем анализируется разница в полученных баллах. Значительное расхождение оценок — признак невзаимности отношений. Супруг, оценивающий отношения ниже, — потенциальный инициатор конфликта, оппозиции, разрыва. Данный супруг нуждается в особой коррекционной работе, в более глубоком изучении его претензий, установок и мотивов.

Несмотря на некоторую формальность общей оценки уровня благополучия брака, она дает два важных показателя: степень риска данной пары (возможность распада брака) и потенциального инициатора дезорганизации отношений.

Страницы: 1 2 3 

Интересные материалы:

Краткая биография З. Фрейда.
Зигмунд Фрейд родился, в 1956 году в местности, ныне принадлежащей Чехословакии, и умер в Англии в 1939 году. Большую часть своей жизни он провел в Вене, где вокруг него образовалась блестящая группа последователей, веривших, что его идеи ...

Признаки кризисного периода семи лет
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основные признаки кризиса семи лет: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для само ...

Описание коррекционно – развивающей программы
Анализ теоретических подходов и практических исследований различных авторов показывает, что основными параметрами, контролирующими агрессивное поведение являются следующие: · Усвоение моральных норм и правил; · Развитие эмпатии; · Чрез ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru