Особенности межличностной коммуникации
Межличностная коммуникация – это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, создаваемом партнерам по общению.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, так как в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. При описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми. Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношениями двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. (А.А. Леонтьев, Психология общения. 1999. с.250).
Возникновение общей информации не решает главной проблемы, не ведет автоматически к взаимопониманию. Ситуация на самом деле удивительная, и над ней стоит поразмышлять. В преобладающем большинстве случаев, когда два человека общаются, один хочет высказать то, что думает, а второй – понять смысл высказывания. Иначе говоря, оба партнера стремятся прийти к общему смыслу диалога. Однако им не всегда удается наладить такое взаимопонимание быстро и без потерь. В процессе поиска общего смысла начинают работать и возникать множества механизмов и феноменов как способствующих, так и препятствующих взаимопониманию.
Обратная связь – информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова. Она является частью коммуникативного обмена, содержится в любом общении. Благодаря ей общение становится объемным, приобретает «второе дно» - психологический подтекст. Иногда основной поток вообще может существовать только как некоторая ширма, фасад для потоков обратной связи. Но чаще на первом плане у коммуникатора и реципиента – обмен некоторой важной содержательной информацией, в которой вплетается обратная связь.
В любом случае канал обратной связи призван служить благородной цели – улучшить взаимопонимание. По сути своей это помощь партнеру по общению, объяснение того как воспринимаются со стороны его слова, поступки, какие чувства он вызывает у других людей. Существуют три варианта человеческого общения с точки зрения используемой в нем обратной связи.
Вариант первый. Его можно назвать «культурным», то есть социально одобренным, принятым за образец общения. В этом случае действует золотое правило вежливости: нельзя демонстрировать другому человеку своих истинных чувств, надо быть тактичным и сдержанным. Обратная связь в таком общении приобретает трудноуловимые формы: изменяются поза с открытой на закрытую и наоборот, характер и чистота взгляда в глаза, тембр и громкость голоса и т.д.
Вариант второй. Партнеры избавлены от культурных «предрассудков», представляют сдержанность помехой нормальному общению. Они считают возможным и даже правильным открыто говорить о своем состоянии, не скрывать реакции на слова и поступки друг друга. Делают они это так, как умеют, как наблюдали в детстве, когда у родителей прорывались «истинные» чувства, то есть как попало и как придется. В таких случаях обратная связь существует, но принимает многозначные, трудные для интерпретации черты.
Интересные материалы:
Значение ожиданий в системе межличностных отношений
межличностный отношения экспектация стереотип
"Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействий. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, ин ...
Особенности ведения переговоров с представителями
азиатских стран
Япония. Одной из главных характеристик японского общества является корпоративность, кастовость. Согласно японской традиции, человек не может иметь какую-либо ценность. Как у нас судят по одежке, так в Японии судят по тому, к какой группе, ...
Группа эпилептоидов
Самыми характерными свойствами этого типа психопатов психологи считают: во-первых, крайнюю раздражительность, доходящую до приступов неудержимой ярости, во-вторых, приступы расстройства настроения (с характером тоски, страха, гнева) и, в- ...