Психологические особенности женщин как субъекта профессиональной деятельности
Факторами, препятствующими участию женщин в «мужских» профессиях (следовательно, и работе в мужских коллективах), являются, с одной стороны, негативное отношение сослуживцев-мужчин к их коллегам-женщинам, а с другой стороны, сексуальные преследования со стороны мужчин-коллег. Б. Гютек и А. Мораш отмечают, что 20 % женщин из их выборки, работавших ранее на нетрадиционных для женщин работах, оставили свои места из-за преувеличенного сексуального интереса к ним со стороны коллег-мужчин, а еще 9 % потеряли работу из-за того, что пытались жаловаться начальству или отказывались терпеть такое обращение[24].
Считается также, что женщины не испытывают надобности или не ожидают получать то же жалованье, что и мужчины, даже если они соглашаются занять высокую должность. Действительно, Ш. Берн ссылается на ряд исследований западных ученых, в которых показано, что женщины ожидают и запрашивают меньшую оплату труда, так как не только свой, но и вообще женский труд оценивают более низко, чем труд мужчин[25]. Возможно, это связано с несколькими причинами: меньшей оценкой своих способностей, сравнением своей зарплаты не с таковой мужчин, а с зарплатой женщин, которым платят меньше. Однако это не всегда так. Многие женщины хотят получать равную с мужчинами заработную плату, особенно когда узнают, что другим платят больше.
Таким образом, удовлетворенность или неудовлетворенность женщин своей заработной платой зависит от того, сравнивают ли они ее с таковой других женщин, или с заработной платой мужчин, занимающихся той же деятельностью.
По мнению С. Ашвин, работа весьма важна для чувства идентификации женщин. Она дает им чувство собственной востребованности, значимости, нужности и общественной полезности, служа источником общения и поддержки, даже когда сама работа неприятна и приносит мало удовлетворения[26] .
Несмотря на более высокий образовательный уровень, у женщин ниже самооценка своих трудовых возможностей и уверенность в своей ценности на рынке труда, сильнее ощущение своей неконкурентоспособности. Кроме того, на женщинах лежит всё бремя ведения домашнего хозяйства (80 % всей домашней работы сегодня выполняются женщинами), что значительно снижает их активность вне дома. Домохозяйственные факторы, как правило, являются основной причиной низкой конкурентоспособности женщин на рынке труда. Домашняя работа, как правило, не оплачивается и не считается «настоящей работой»[27].
В современном обществе женщина реально стоит перед выбором: семья или работа. Преобладание той или иной жизненной доминанты (карьерной или семейной) далеко не всегда является результатом осознанного предпочтения. В большинстве случаев эта доминанта вынужденная и сопровождается психологическим дискомфортом. Погруженность в «карьеру» сопровождается ощущением одиночества, отсутствием перспективы в личной жизни, сталкивается с молчаливым неодобрением общественного мнения. Женщины, замкнутые на семью, тоже не всегда счастливы: они лишены разнообразия в общении, страдают от неполноты социальной самореализации, недооценки своего личностного начала со стороны других членов семьи, от полной материальной зависимости. Однако совмещать роли домохозяйки и хорошего наемного работника чрезвычайно тяжело. Так, женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственными представлениями о себе как о личности. Неудивительно, что некоторые женщины испытывают стресс или ролевой конфликт, пытаясь быть одновременно хорошей матерью, хорошей домохозяйкой и хорошим работником.
Интересные материалы:
Мотивы и тактика конфликта
Мотив конфликта –
это внутренняя, побудительная, субъективная сила, подталкивающая субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотив проявляется в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Мотив причина того или ин ...
Группа параноиков
Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на все его повед ...
Эмпатия
Понятие эмпатия получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Липпс Т. в 1907 г. издал работу «Знание о чужом «Я'»», в которой склоняется к мысли: у человека имеется род знания, выражающийся в уверенности в том, что в опред ...