Заключение
Целью нашей работы являлась разработка комплекса занятий, направленных на снижение или преодоление тревожности у старшеклассников, влияющей на профессиональное самоопределение и апробирование его в практической деятельности с детьми.
Цель работы достигалась путем решения следующих задач:
1. Раскрыть понятия "тревожность", "профессиональное самоопределение".
2. Описать особенности проявления тревожности у старшеклассников.
3. Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
4. Изучить и проанализировать зависимость профессионального самоопределения от уровня тревожности у старшеклассников.
5. Подобрать комплекс занятий, направленный на снижение или преодоление тревожности у старшеклассников.
6. Апробировать подобранный психо-коррекционный комплекс на занятиях со старшеклассниками.
7. Провести повторное изучение и анализированние зависимости профессионального самоопределения от уровня тревожности у старшеклассников.
Объектами исследования нашей работы были тревожность и профессиональное самоопределение.
Предметом исследования – влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Гипотеза исследования: оптимальный уровень тревожности способствует адекватному профессиональному самоопределению.
Поставленные цель и задачи достигались с помощью использования следующих методов исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Проведение диагностики уровня тревожности и профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного исследования материала и его графическое обобщение в виде таблицы.
4. Разработка и апробирование комплекса занятий по снижению уровня тревожности.
В процессе работы поставленная нами цель была достигнута, задачи решены, так как разработанный нами психо-коррекционный комплекс занятий по снижению или преодолению высокого уровня тревожности после проведения повторного исследования тревожности и профессионального самоопределения старшеклассников показал свою эффективность. У 60 % старшеклассников, входивших в группу, с которой был проведен данный комплекс занятий, повторное исследование и сравнение его с результатами первичного изучения уровня тревожности и профессионального самоопределения показало снижение уровня тревожности до отметки "норма", что повлекло за собой более адекватный выбор профессии.
Из выше сказанного следует, что гипотеза нашей работы была доказана: оптимальный уровень тревожности способствует адекватному выбору профессии. Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологов, работающих в образовательных учреждениях.
Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать трудностей, которые возникают при ее влиянии на жизнь человека, в частности на адекватный профессиональный выбор. Для профилактики тревожного типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы взаимодействия, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Интересные материалы:
Вина, совесть и нравственность
Вина, в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Существование неких фундаментальных, присущих каждому человеку, источник ...
Аутистическое расстройство
Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной ф ...
Этапы подготовки и проведения публичного выступления
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5
этапов:
1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;
2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности; ...