Исследования природы интеллектуальных способностей в зарубежной и отечественной психологии

Информация » Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ » Исследования природы интеллектуальных способностей в зарубежной и отечественной психологии

Страница 1

Нередко в жизни, встречаясь с различными людьми, мы замечаем, что одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, достигают успехов в деятельности. Поиск причин этих различий подводит нас к понятию «способность».

Под способностями «обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» (Б.М.Теплов, 1947, c.l 1). Таким образом, Б.М.Теплов утверждает представление о способностях, как о субъективных условиях успешного выполнения определенного вида деятельности.

Определение способностей через деятельность и личностные образования, характерно и для других авторов. Так, С.Л.Рубинштейн (1989, с. 124) отмечает, что «способность - сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». Личностно-деятельностного подхода в определении способностей придерживается А.Г.Ковалев (1970), определяя способности как ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности, К.К.Платонов, указывает, что «способности - это степень соответствия личности в целом определенной деятельности, раскрытая через структуру данной личности и требований к ней указанным видом деятельности» (1972, с.87).

Некоторые авторы рассматривают способности с позиции функции и функциональной системы. Так, В.Д.Шадриков определяет способности как «свойства функциональных систем, реалгоующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качестве и надежности (в отношении рассматриваемой психической функции)» (1991, с. 11).

В психологии способностей принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и часто их определяют как общие интеллектуальные способности. Некоторые авторы к общим способностям, кроме интеллекта, относят обучаемость и креативность (В.Н.Дружинин, 2000). Специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности.

В данном параграфе мы остановимся на рассмотрении общих интеллектуальных способностей.

Исследование интеллекта в психологии началось с работ представителей тестологии, которые определяли интеллектуальные возможности через процедуру измерения как способность решать определенным образом сконструированные тестовые задачи.

Родоначальником тестологического направления является Ф. Гальтон (1875). Он впервые указал на различия в интеллектуальных способностях людей. Интеллектуальные потенции человека он связывал со степенью выраженности сенсорной различительной чувствительности. Предложенная им шкала измерения интеллекта, в целом направлена на выявление психофизиологических функций организма (рост, вес, различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества). Его заслугой является разработка проблемы генетических предпосылок умственных способностей. В обоснование этой точки зрения он высказывает следующее положение: «сколько бы кузнец ни работал, он рано или поздно убедится, что есть вещи, которые ему не под силу и которые меду тем возможны для человека с геркулесовым сложением, хотя бы последний и вел сидячий образ жизни. То же можно утверждать относительно деятельности его умственных способностей» (1996, с. 15). Идеи Ф. Гальтона нашли свое дальнейшее продолжение в работах его последователей. Так, Дж. Кеттел (1890) для изучения умственных способностей индивидов предложил 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания и др.

Таким образом, мы видим, что на ранних этапах тестологических исследований интеллект соотносился с психофизиологическими функциями и отмечался его врожденный характер.

Важным этапом в становлении психометрического направления являются работы А.Бине, Т.Симона (1905). В отличие от Ф.Гальтона, их интеллектуальная шкала измеряет более сложные познавательные функции, такие как запоминание, осведомленность, понимание. С помощью предложенной ими тестовой батареи они пытались измерить естественно-природный фон в умственном процессе, независимый от степени успеваемости, социально-культурных условий. Тесты предназначались для детей от 3 до 12 лет. Для каждого возраста были созданы задания разной степени сложности, исследующие разные стороны развития (от сенсомоторной координации до конструирования предложений). В соответствии с выполненными заданиями определялся умственный возраст ребенка, который представлял собой отношение умственного возраста к хронологическому. Позднее, вслед за В.Штерном и Л.Терменом (1916), данное соотношение стали именовать «коэффициентом интеллекта» (IQ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Механизмы взаимопонимания в общении
Взаимопонимание имеет место, когда двое или больше людей согласовывают свои реальности. Они в чем-то близки друг к другу, они согласны взаимодействовать, они договорились о способах общения, и они более или менее понимают друг друга. Вза ...

Характеристика девиантного поведения
Отклонения в психическом развитии характеризуются обычно не прогрессирующим течением; и при правильном воспитании и обучении позволяют адаптировать ребенка в обычных социальных условиях. Но при воздействии ряда биологических факторов (доп ...

Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях
Существует множество теоретических подходов к пониманию психофизиологического механизма возникновения и протекания стрессовых реакций. Наиболее объективной представляется точка зрения канадского биолога и физиолога Г. Селье, в соответстви ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru