Виды, формы межличностных отношений

Информация » Анализ закономерностей формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе » Виды, формы межличностных отношений

Страница 2

Степень открытости в отношениях основывается на способности любить и вызывать любовь. В зависимости от этого человек будет субперсонален, если он избегает открытости и поддерживает отношения на поверхностном уровне, боясь близости; сверхперсонален, если рассказывает каждому о своих чувствах, стремясь понравиться другим; и персонален, если он чувствует себя хорошо «и в ситуациях, требующих близости, и в ситуациях, в которых более уместно сохранять дистанцию».

Таким образом, включенность или присоединение влияет на продолжительность отношений, контроль влияет на то, кто будет принимать решения, открытость - на то, насколько близкими будут эти отношения. Эти виды отношений актуализируются для человека всякий раз, когда он включается в ту или иную группу или социальную организацию.

И. Ялом на основе анализа работ А. Маслоу и Э. Фромма выделяет аутентичные, подлинные или зрелые, дефицитарные, или патологические межличностные отношения. Разнообразие в отношениях обусловлено различной ориентацией индивидов - ориентацией на рост или на восполнение дефицита. Индивид, ориентированный на рост, не относится к другим как источнику снабжения, а способен рассматривать их как сложные, уникальные, целостные существа. Человек, ориентированный на восполнение дефицита, воспринимает других с точки зрения полезности, и на те аспекты другого, которые не связаны с его собственными нуждами, он либо вообще не обращает внимания, либо относится к ним как к раздражителю. В дефицитарных отношениях главный мотив - защита от одиночества, и другие люди играют здесь роль средства. Такие отношения задерживают личностный рост, поскольку партнеры по-настоящему так и не знают друг друга. Характерными чертами дефицитарных отношений являются размытость личностных границ, нередко доходящая до слияния с другим, зависимость, потеря собственного «Я», избегание переживания изоляции и отчаяния, компульсивность, неполная включенность, когда человек либо удерживает часть себя вне отношений, либо включает в них какое-то вымышленное лицо, например, своих партнеров из прошлого или родителей. В таких отношениях утрата самосознания часто сопровождается успокоением и обретением иллюзорного чувства безопасности через расширение себя путем включения других.

Степень зрелости влияет на многие другие параметры отношений - на степень определенности, глубины, устойчивости, осознанности, этичности. Характерные черты зрелых отношений — взаимность, активность, уважение к другому, подлинное знание о другом, способность отдавать, независимость.

Таким образом, зрелые отношения приводят к взаимным изменениям и личностному росту, взаимному духовному обогащению и смягчают экзистенциальное одиночество человека. Формировать такие отношения способны те, кто смог пережить свою изоляцию и исследовать ее. Подобное переживание развивает способность «терпеть изоляцию» и умение устанавливать «связь с другими». Это происходит благодаря тому, что в зрелых отношениях человек меняется в результате встречи с другим и это переживание интернализуется, становится внутренним референтным пунктом, вездесущим напоминанием о возможности и ценности истинной встречи.

Еще одна классификация отношений - это типология стилей межличностных отношений Т. Лири. В типологии Т. Лири выделяются две подгруппы - подгруппа агрессивно-доминирующих и подгруппа дружелюбно-подчиненных стилей. Первая подгруппа объединяет ведущие стили межличностных отношений, вторая - ведомые. К ведущим стилям относятся властный-лидирующий, независимый-доминирующий, прямолинейный-агрессивный и недоверчивый-скептический. К ведомым стилям относятся покорный-застенчивый, зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциональный и ответственный-великодушный.

Типология стилей межличностных отношений Т. Лири основана на двух взаимосвязанных параметрах: доминирование — подчинение и доброжелательность - враждебность. Естественно, данная классификация не может вместить все многообразие отношений в пространство двух измерений.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Факторы и статусы, оказывающие влияние на процесс восприятия
Можно выделить три группы таких факторов: характеристики личности, выступающей в качестве субъекта восприятия и понимания; параметры текста и той реальности, которая в этом тексте отражается; ситуации, в которой протекает процесс восприят ...

«Я – образ» в контексте профессиональной идентичности
Анализ работ, посвященных изучению профессиональной идентичности (П. Бергер, Т. Лукман, Д. Сьюпер, Л. Тайлер, К. Хойсера), позволил установить, что идентичность отражается в профессиональном «Я образе». Это вывод был использован для форму ...

История гипноза
Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного суровый холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru