Характеристика девиантного поведения

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Характеристика девиантного поведения

Страница 1

Отклонения в психическом развитии характеризуются обычно не прогрессирующим течением; и при правильном воспитании и обучении позволяют адаптировать ребенка в обычных социальных условиях. Но при воздействии ряда биологических факторов (дополнительные нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы); социальных факторов (конфликтные ситуации в семье, неправильное воспитание) прогноз отклонения в развитии может ухудшаться. Формируются различные варианты социально-психологической дезадаптации и девиантное поведение.

Обычно это происходит в подростковом возрасте, когда наблюдается перестройка во всех психологических системах организма. И они становятся особенно чувствительными для патогенных биологических и социальных воздействий. При этом ведущее значение отводится психотравмирующим факторам, связанным с безуспешным пребыванием в массовой школе, неадекватным отношением сверстников и взрослых и т.д.

Среди типов нарушений поведения, наблюдаемых у подростков-девиантов, наибольшее значение имеют психопатоподобные расстройства, препятствующие социальной адаптации, и способствующие формированию асоциального поведения, вплоть до совершения преступлений. В настоящее время эта группа отклонений в развитии называется "девиантное поведение", или уклоняющееся от обычных социальных норм. Для данной категории детей в настоящее время организуются специальные учреждения.

Существуют многочисленные классификации, в частности К.С.Лебединская (1976) делит этих детей на две группы: психическая декомпенсация невротического типа; психическая декомпенсация психопатоподобного типа.

Ее формирование связано с болезненным переживанием чувства собственной интеллектуальной неполноценности. У подростков отмечается повышенная чувствительность, неверие в свои возможности, страх перед будущим, преувеличенное переживание своих неудач. При этом снижается успеваемость. Во время устных ответов, контрольных работ они испытывают страх, растерянность. Они переживают особенности своей внешности: наличие косоглазия, микроцефалии, моторной неловкости и т.д.

Чувство неполноценности вызывает образование аутистических наклонностей - болезненного состояния психики, характеризующегося повышенной сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от реальности внешнего мира. Они предпочитают быть одни, а в фантазиях компенсаторного типа они представляют себя красивыми и сильными, ориентируясь на свой идеальный образ-Я. Поступки, внешне носящие асоциальный характер, например попытки бродяжничества, носят характер защитных реакций.

Отмечаются нарушения школьной дисциплины (снижение внимания на занятиях, раздражительность, склонность к немотивированным конфликтам, агрессии, систематическим прогулам). В дальнейшем формируется асоциальное поведение (ранняя алкоголизация, воровство, бродяжничество). Для них характерно отсутствие интереса к школьным занятиям. Обычно они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Наблюдается эмоционально-волевая незрелость, которая проявляется в отсутствии стойких привязанностей при большей общительности.

Основной мотив поведения - удовольствие: а любая деятельность, требующая волевых усилий вызывает отказ от нее. На уроках они расторможены, отмечается повышенная отвлекаемость. Любая их деятельность характеризуется импульсивностью, нетерпеливостью быстрой пресыщаемостью. Незрелые формы самоутверждения проявляются в примитивных вымыслах.

Преобладание аффективной возбудимости и двигательной расторможенности сопровождается повышенной раздражительностью и склонностью к агрессивным действиям. Аффекты связаны с обостренным самолюбием, нетерпимостью к критике, негативизмом. Интеллектуальную недостаточность они стремятся компенсировать физическим превосходством, утверждаясь агрессивным поведением. Возможны немотивированные колебания строения в виде дисфории со злобностью, подозрительностью.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией
Изменения в нашей стране, касающиеся социальной, экономической сфер ставят перед обществом новые задачи, решение которых зависит и от того, как школа справится с возложенными на нее обязанностями по воспитанию активной, ответственной, сам ...

Специфика развития личности ребенка в младшем школьном возрасте
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет. Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту обозначается как кризис 7 лет. По ...

Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности
К теоретическим аспектам интегративного изучения индивидуальности традиционно относят следующие вопросы: ■ исследование элементов структуры индивидуальности, принципов их организации, форм существования и функциональной роли в деят ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru