Воспитание и обучение аномальных детей

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Воспитание и обучение аномальных детей

Воспитание аномального ребенка

– планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования его личности, всестороннего развития, приспособления к детскому коллективу, интеграции в обществе, компенсации его дефектов, коррекции недостатков, обусловленных этим дефектом.

Выделяют общие задачи воспитания, которые совпадают с общими принципами педагогики (в частности, подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование личностных, гражданских качеств и т.д.); и специальные задачи, которые зависят от характера нарушений и связаны с преодолением их последствий.

Условия специального воспитания

Воспитание осуществляется в тесном контакте семьи и школы; в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи; важное значение отводится адекватному сочетанию требовательности и щадящего режима. Оно осуществляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; требует тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, что исключает фиксацию внимания на имеющейся аномалии.

Воспитание, в целом, формирует следующие качества у аномального ребенка: самостоятельность, навыки самообслуживания, трудовой деятельности и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе, оптимизм и уверенность, способность преодолевать сложные ситуации, приспосабливаться к окружающему, критически оценивать свои действия.

Обучение аномальных детей

– это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений навыков деятельности. При организации специального обучения учитывают степень и тип аномалии, возраст детей и время формирования отклонений в развитии.

Коррекционная педагогика занимается вопросами специальной дидактики – теории образования и обучения аномальных детей. Причем задачи, принципы, формы организации учебного процесса разрабатываются при этом для каждого конкретного типа специального учебного заведения. При этом осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения.

Индивидуализация (с латинского – обращенность к индивидуальному или индивиду) – это индивидуальный подход к обучению аномальных детей, согласно которому вопросы реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учетом особенностей аномального развития каждого ребенка.

Дифференциация (с латинского – разделение, различение) – это разделение аномальных детей на основе предварительного обследования в зависимости от имеющейся аномалии на соответствующие группы, обучающиеся или в разных образовательных учреждениях или в разных специальных классах, с применением наиболее адекватных в их группе методов обучения. Например, результатом дифференциальной диагностики является выделение детей с задержками психического развития в массовой школе и создание для них специальных классов.

Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального зависит от обучения. Поэтому при отсутствии специального обучения или его несвоевременном начале тормозится формированием психических функций, углубляется отставание аномальных детей от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут быть практически не реализованы.

Поэтому обучение и воспитание должны носить развивающий характер, т.е. должно быть специально направлено на развитие утраченных или сниженных функций. При этом оно должно учитывать зону ближайшего развития как запас потенциальных возможностей, формирующихся психологических функций аномального ребенка. Он не может еще реализовать их самостоятельно, а только с помощью педагога. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону актуального развития, когда ребенок способен самостоятельно выполнять произвольную деятельность. Таким образом, правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.

Интересные материалы:

Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития — понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в массовой школе, так и таких, кот ...

Проявление инфантилизма
Впервые использовать термин инфантилизм (от лат. iufantilis – детский) по отношению к человеческому поведению предложил французский невропатолог и психиатор Эрнест Шарль Ласе́г (Lasègue) в 1864 году. Он обозначал его как - ос ...

Человек и природа. Язычество
Взаимодействие человека с природой насчитывает не одно тысячелетие, оно началось в далекие времена, когда наши индоевропейские общности народов обживали непроходимые леса, болта, бескрайние степи. Они имели свои знания об окружающем мире, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru