Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием

Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе формирования личности ребенка, опираются на механизмы развития нервной системы и психики. При этом под нервно-психическим развитием понимается непрерывный процесс поэтапного изменения морфологических структур мозга и функциональных систем психики в зависимости от возраста. Важное значение при этом отводится развитию новых форм сознания ребенка, являющихся основным новообразованием каждого периода жизни.

Развитие как социо-биологический процесс находится под воздействием факторов внешней и особенно социальной среды. В частности, тесный контакт матери с ребенком необходим ему уже с первых дней жизни. Нарушение этого контакта приводит к отклонению в эмоциональном и умственном развитии, являясь часто психогенной причиной задержки нервно-психического развития.

Мозг ребенка содержит определенную генетическую программу развития. При этом чтобы научиться произвольно управлять своими эмоциями, уметь мыслить, анализировать свои действия ребенок должен пройти процесс обучения, освоить навыки познавательной, коммуникативной деятельности и т.д. Формирование жизненного опыта, нравственно-этических ценностей в результате воспитания также обеспечивает адекватное развитие психики ребенка. При этом воспитание и обучение активно стимулирует созревание структур мозга, формирование определенных психологических функций, и в целом, нервно-психическое развитие.

Биологическая программа развития реализуется в конкретной среде, которая может не только активировать ее, но и наоборот, тормозя ее проявления, вызывать отклонения в развитии. Так, например, депривация или негативное воздействие среды способствует значительным вторичным нервно-психическим нарушениям.

В свою очередь, первичные нарушения механизмов мозга будут затруднять процесс обучения и воспитания. Поэтому дети с отклонениями в развитии требуют специальных образовательных условий и технологий. Эти процессы взаимного отягощения или наоборот облегчения деятельности мозга и обучения характеризуются определенной стадийностью и многоуровневостью. В зависимости от стадии нарушения в них будет вовлекаться, например, при глухоте, кроме недоразвитиея слуха – слуховая депривация; недостаточность фонематического оформления речи – речевая депривация; задержка интеллектуального развития – психологическая депривация и т.д. (В.М. Астапов,1991).

Интересные материалы:

Эмпатия
Понятие эмпатия получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Липпс Т. в 1907 г. издал работу «Знание о чужом «Я'»», в которой склоняется к мысли: у человека имеется род знания, выражающийся в уверенности в том, что в опред ...

Межличностная аттракция
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Слово «атракция» обозначает буквально притяжение, влечение. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результа ...

Идентификация
Понятие идентификации имеет достаточно долгую историю своего существования в социальной психологии. Это, однако, не свидетельствует о высокой степени проработанности проблемы. Несмотря на многочисленные попытки осмысления данного феномена ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru